Мастер-класс. Процесс настройки звука в машине., Очень полезный и познавательный материал |
+7-978-708-85-73 Дроссель Amadeus Productions. Быстрый заказ по телефону. (Viber, WhatsApp, Telegram) |
Мастер-класс. Процесс настройки звука в машине., Очень полезный и познавательный материал |
22.2.2009, 22:38
Сообщение
#1
|
|
Don Amadeus Группа: Главные администраторы Сообщений: 29935 Регистрация: 19.2.2009 Из: Russia, Sevastopol Вне форума Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive. Репутация: 465 |
From Titus
Когда я начал интересоваться самостоятельным процессом настройки звука в машине, при наличии головы с процессором, мне чисто случайно попался на просторах вот этот материал, который очень здорово помог понять - что это вообще такое, и с чем это все примерно кушать (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) Процесс настройки. Car&Music №3, Мастер-класс. ТЕКСТ ЭРАЗМ ХАЗАРОВ. Как и обещали в предыдущей публикации рубрики „Мастер-класс", в настоящем материале мы поговорим о процессе настройки компонентов, причем речь сейчас пойдет о наиболее интересном варианте включения, когда полностью задействуется солидный арсенал устройств обработки звука нашего головного устройства „Pioneer DEH-P8600MP". Иными словами, на повестке дня вопрос настройки „процессорной" аудиосистемы. Предыстория Для начала освежим в памяти читателя перечень установленных в редакционной „восьмерке" компонентов и некоторые особенности их монтажа. Итак, компанию вышеназванному CD-ресиверу составляют фронтальные AC „Oris PS-16.2", одноименные усилители из серии „Charisma" и сабвуфер „AMW12". Основные динамики размещены классическим образом: мидвуферы в двери с доворотом в центр салона, твитеры на стойках с легким наклоном в сторону лобового стекла, а сабвуфер помещен в корпус полосового типа и расположен в багажнике. В общем, схема вполне классическая. Подготовительные работы Первая операция, которую мы провели, приступив к настройке аудиосистемы, заключалась в разграничении частотных полос, поступающих на твитер и мидвуфер. Для разделения звукового спектра мы использовали кроссовер головного устройства, выбрав фильтры второго порядка и частоту разделения 4 кГц. Последнее значение в данном случае не несет никакой смысловой нагрузки, поскольку впоследствии будет скорректировано по результатам прослушивания, а в настоящее время выбрано только из соображений защиты от повреждения ВЧ-динамика. Второй шаг — регулировка входной чувствительности усилителей. О том, как ее выполнить, вы можете узнать из инструкции к вашему аппарату или из следующего материала рубрики „Мастер-класс", где мы собираемся описать более простой и точный метод, чем предлагают производители. Заключительный этап в предварительных процедурах — ограничение нижней граничной частоты НЧ/СЧ-головок из комплекта фронтальных АС. Чтобы справиться с этой задачей, запаситесь тестовым диском с частотной „нарезкой", затрагивающей басовый диапазон (40-150 Гц). Этим требованиям хорошо соответствуют специальные компакт-диски, применяемые на соревнованиях по неограниченному звуковому давлению. Если достать вам их не удастся, то тогда, при наличии компьютера с пишущим приводом, вы можете самостоятельно сделать „нарезку" с помощью звукового редактора с функцией генератора синусоидальных колебаний („Sound Forge",„Cool Edit"). Диск с записями частот нам понадобится для определения басового потенциала фронтальных АС: прослушав „нарезку", нетрудно выявить, с какой частотной отметки мидвуферы начинают уверенно воспроизводить бас. В нашем случае„PS-16.2" вышли на опорный уровень с 65 Гц — это очень достойный результат для 16-сантиметровых АС. В случае иных динамиков нижняя граничная частота будет разниться. Например, 8-дюймовые мидвуферы способны доиграть до 45-50 Гц, а „малыши" вроде 13-сантиметровых НЧ/СЧ-головок — в лучшем случае до 90-100 Гц. Получив искомые данные, активируем фильтр верхних частот, который подрежет спектр сигнала фронтальных АС снизу. y,,Pioneer DEH-P8600MP" частоты среза выбираются из дискретного ряда, наиболее подходящая в нашем случае — 63 Гц. Что же касается крутизны характеристики затухания фильтра, то для начала можно установить 12 дБ/окт, а впоследствии произвести коррекцию для оптимального согласования с сабвуфером и достижения необходимого запаса по перегрузочной способности. На этот раз список необходимых для работы инструментов включает только компакт-диски. Можно обойтись хорошо знакомыми записями, но лучше также привлечь на помощь специальные настроечные CD Настройка процессора временных задержек После проведения подготовительных процедур в первую очередь необходимо настроить процессор временных задержек (DSP). Почему? Взгляните на расположение излучателей в „восьмерке": расстояние от левого твите-ра до слушателя составляет 65 см, от левого мидбаса — 82 см, от правого твитера — 101 см, от правого мидбаса — 118 см. Как видно из приведенных значений, каждый компонент удален от слушателя на разное расстояние, а это означает, что звуковые волны от них достигнут ушей водителя не одновременно, а с определенной задержкой. Последствия этого весьма плачевны. Но если с нарушением геометрии звуковой сцены смириться еще можно, то рассогласование фаз между твитером и мидвуфером в каждом канале — серьезная проблема, приводящая к потере цельности и чистоты звучания, и недооценивать это нельзя. Прежде чем мы перейдем к описанию процесса настройки процессора, позволим себе еще одно небольшое отступление, касающееся двух моментов. Во-первых, вы наверняка уже обратили внимание, что в нашей системе твитеры ориентированы на частичное отражение от лобового стекла. В случае беспроцессорной аудиосистемы такая установка практикуется очень часто, но если в вашей системе имеется головное устройство с процессором, то так монтировать ВЧ-динамики не нужно, и более того, работа с отражением может создать неслабую головную боль при настройке. Отдайте предпочтение, например, варианту с перекрестной ориентацией — левый твитер на пассажира, правый — на водителя. Во-вторых, если в аудиосистеме нет процессора временных задержек, то очень важно правильно расположить твитер относительно НЧ/СЧ-головки в каждом канале. При этом точкой отсчета должно стать правило: расстояние от каждого компонента канала до слушателя должно быть одинаковым, а различия в удаленности от АС правого и левого каналов — как можно меньшие. Кроме того, при подборе места установки излучателей отдельного канала не стоит целиком полагаться на рулетку: подвигайте твитер (и среднечастотник) — вполне возможно, что, сместив его на сантиметр в ту или иную сторону, вы получите заметно лучший результат. Чтобы настроить процессор временных задержек, мы воспользуемся тестовым диском „IASC A Setup&Test". В CD-pecивepe ,,Pioneer DEH-P8600MP" установлен 6-канальный процессор временных задержек, данные для которого вводятся в сантиметрах с шагом 2,5 см. Итак, действуем по инструкции и вводим измеренное расстояние до каждого динамика. Всего динамиков пять: пара ВЧ-головок, пара НЧ/СЧ-головок и НЧ-головка сабвуфера. Дальнейшую настройку начинаем с НЧ/СЧ-головок, отключив твитеры и НЧ-головку. Используя трек с голосом диктора, описывающего свое местоположение на звуковой сцене (центр), начинаем центрировать звуковой образ. Место для центрального образа можно выбрать либо исходя из геометрии салона — тогда это будет середина лобового стекла, либо исходя из параметров воспроизводимой стереокартины — то есть на равном удалении от ее левого и правого краев. Выяснив, где находится искомая точка, начинаем корректировать временную задержку для НЧ/СЧ-головки левого канала: изменяйте значение до тех пор, пока образ диктора не переместится в центр звуковой сцены. Следующий шаг — фазирование излучателей в каждом канале. На примере левого канала фронтальных АС это выглядит так: подключив только мидвуфер и твитер, меняем значение задержки в канале твитера, пока совместное звучание этих двух головок не станет слитным. Для проведения этой операции можно воспользоваться треком номер пять с вышеупомянутого диска либо хорошо знакомым вам музыкальным фрагментом. Кстати, при этой процедуре нелишне попробовать перевернуть фазу ВЧ-головки на 180°, особенно если речь идет о фильтрах второго порядка. По окончании работы елевым каналом аналогичные действия необходимо выполнить и с правым каналом, а затем придет черед сабвуфера. Изменяйте значение задержки, пока звучание низких частот не приобретет четкость и не сконцентрируется во фронтальной части салона. Процесс настройки — задача со многими переменными величинами. Разобравшись с уровнями усиления в каждом канале, фазовым согласованием и тональным балансом, мы получили хороший результат по звучанию —~ но потенциал стереосистемы пока раскрыт далеко не полностью Применив вышеописанную технологию настройки процессора, мы получили весьма интересные цифры, которые во многом отличаются от заданных на первом этапе работы с процессором, когда задержки выставлялись только исходя их расстояний от слушателя до излучателей. Например, в случае с твитером левого канала значение расстояния подросло до 102,5 см, а у мидвуфера, наоборот, уменьшилось до 77,5 см. Иными словами, доверяйте своим ушам, а не рулетке. Что же касается самой звуковой сцены, то нам удалось при помощи процессора расположить исполнителей на своих местах, хотя, по большому счету, некоторые моменты еще нуждаются в доводке. В частности, на данном этапе фокусировку образов в центре картины, левее и правее центра, мы оцениваем не более чем на четверку с минусом. С этой областью сцены еще предстоит поработать. Но есть и положительные моменты. Это прежде всего хорошая локализация образов и довольно неплохое эшелонирование. По части геометрических характеристик сцены положение дел получилось вполне ожидаемым. Картина не выходит за границы автомобиля и расположена на уровне глаз, правда, последнее в основном относится к центральной ее части, потому что по краям наблюдается небольшое снижение высоты. Последнее обстоятельство обусловлено расположением НЧ/СЧ-головок в дверях. Тональный баланс Закончив работы с процессором временных задержек, мы провели предварительное прослушивание аудиосистемы на предмет равномерности тонального баланса. И, честно говоря, поначалу были неприятно удивлены сильными нарушениями. Но нет худа без добра. Благодаря обнаруженным проблемам мы имеем отличный повод рассказать нашим читателям подробней о том, как настраивается эквалайзер. Точка отсчета в этой работе — определение потенциала эквалайзера головного устройства. Речь идет о реализации, общей для левого или правого каналов, или, наоборот, раздельной. Если ваше головное устройство оснащено поканальным эквалайзером, то нижеописанную схему подстройки необходимо будет проводить раздельно для левого и правого канала. В нашем случае эквалайзер этого не позволяет делать, поэтому, с одной стороны, процесс внесения коррекции упрощается, а с другой — теряет гибкость. Участки звукового спектра, нуждающиеся в дружеском участии эквалайзера, можно выявить двумя способами. Первый, в той или иной степени затратный, потребует от вас наличия измерительной техники. Возможные варианты — недорогой шумомер, портативный спектроанализатор вроде „Phonic PAA3" или исследовательский центр на базе персонального компьютера и измерительного микрофона („Behringer ECM8000"). Второй способ (достаточно мучительный) — нахождение неравномерностей в АЧХ с помощью собственных ушей и узкополосных шумовых полосок с тестовых дисков или записей с сознательно внесенными предыскажениями в тональном балансе, например, с уже упоминавшегося „IASCA Setup&Test". Мы пошли по второму пути и сначала исследовали по отдельности каждый канал фронтальных АС. Если говорить об общих чертах, то и в одном, и в другом был обнаружен ощутимый всплеск на АЧХ с центральной отметкой 4,5 кГц, который придавал звучанию неприятную окрашенность, а также ранний спад на высоких частотах, ставящий крест на ощущении воздуха в звуковой картине. В целом же важно подчеркнуть, что тональный баланс каналов оказался неодинаковым: в правом был найден подъем в области 700 Гц, а у левого — нет. Иными словами, АЧХ левого и правого каналов нуждался в раздельной „шлифовке", но, как мы уже говорили выше, у „Pioneer DEH-P8600MP" такой возможности нет, поэтому мы будем работать по компромиссной схеме, взяв за основу суммарную характеристику каналов. В данном контексте компромисс заключается, во-первых, в непостоянстве тембральной окраски в зависимости от расположения исполнителя на сцене, а во-вторых, в неточном построении аудиосистемой звуковой картины из-за различий в АЧХ левого и правого каналов акустических систем. Для предварительной настройки эквалайзера нам потребовалось немало времени, а окончательная „полировка" АЧХ потребует вдвое больше сил. Наиболее весомая сложность, с которой мы столкнулись, состоит в том, что порой нуждающаяся в корректировке область частотной характеристики не совпадает с предложенными центральными частотами полос коррекции имеющегося эквалайзера. Поэтому нам приходилось подключать соседние полоски, что не всегда приносило хороший результат, а заодно добрым словом вспоминать топовые связки CD-тюнера с процессором, к примеру, отлично зарекомендовавший себя комплект от Pioneer „P9" или„Р90". Итогом нашей работы с эквалайзером стала кривая, показанная на одном из рисунков, а что касается качества звучания, то тут можно отметить, что мы получили вполне хороший результат, отметили это все сотрудники редакции, которым довелось сравнить оба варианта звучания — с применением эквалайзера и без него. Особенно стоит похвалить звучание фронтальных АС в низкочастотной области: бас получился крепко сбитым, плотным и быстрым. В среднем регистре налицо хорошая открытость и телесность исполнителей, чуть хуже дела обстоят с гладкостью и чистотой тембров, но потенциал по этой части есть, а чтобы его раскрыть, необходимо проявить чуть больше усердия при настройке эквалайзера. Высокие частоты в нашей инсталляции, ввиду использованной ориентации твитеров, получились притушенными, что не замедлило сказаться на ощущении воздуха и пространства в звуковой картине. Очень неплохо проявило себя и сабвуферное звено, наглядно показав преимущество полосовых корпусов в развиваемом звуковом давлении, при плотном и динамичном нижнем басе. Чуть хуже впечатления от глубины суббаса: прослушивание тестовых сигналов показало, что низкочастотное звено всерьез берется за дело с 35 Гц. Относительно удач-ности стыковки звучания сабвуфера и фронтальных АС пока судить не беремся: с одной стороны, нам удалось сфазировать эти компоненты, а с другой — вопрос „бесшовного" сочленения по тональному балансу остается открытым. О том, как мы его разрешили, а также о подборе оптимального выбора полос для отдельных излучателей и многих других моментах, оставшихся за пределами этого материала, мы расскажем в следующей публикации рубрики „Мастер-класс". По материалам журнала "Автозвук" |
|
|
23.2.2009, 14:03
Сообщение
#2
|
|
Начинающий Технический Маньяк Группа: Технический Маньяк Сообщений: 51 Регистрация: 23.2.2009 Вне форума Репутация: 0 |
Довольно таки сложная установка!
Я в своем мафоне (Пионер 88) устанавливал задержки при помощи входящего в комплект микрофона. Насколко это эффективно? После установки разница заметна. Звук присутствует возле ушей, а не бродит по всему автомобилю! |
|
|
23.2.2009, 18:40
Сообщение
#3
|
|
Don Amadeus Группа: Главные администраторы Сообщений: 29935 Регистрация: 19.2.2009 Из: Russia, Sevastopol Вне форума Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive. Репутация: 465 |
Ты знаешь, ничего сложного, зато правильно.
Я, помнится, распечатал на бумажке этот текст, текст к иасковскому диску, выехал жарким летним днем в чистое поле, и несколько часов стоял там, настраивая все это (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) Парился с этим всем еще потому, что как настроила студия машину - меня не очень устраивало, все же, мои уши более музыкальные, как выяснилось (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) Да и микрофон не мог найти. Потом, получилось что нашел микрофон, попробовал им настроить.. Микрофон - это полная лажа, я тебе точно скажу (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) Просто, стоит один раз услышать, как играет нормально, да с любовью настроенная акустика, и как она играет после настройки микрофоном (с практически плоской АЧХ) - разница просто ОЧЕНЬ существенная. |
|
|
24.2.2009, 13:23
Сообщение
#4
|
|
Начинающий Технический Маньяк Группа: Технический Маньяк Сообщений: 51 Регистрация: 23.2.2009 Вне форума Репутация: 0 |
Витя, может я и не прав, поправь, но микрофон на АЧХ не влияет?! У меня домашний кинотеатр тоже имеет подобный микрофон, это для тех (согласно инструкции) у кого не симметрично расположена акустика, или нет возможности расположиться в центре...
|
|
|
24.2.2009, 13:26
Сообщение
#5
|
|
Don Amadeus Группа: Главные администраторы Сообщений: 29935 Регистрация: 19.2.2009 Из: Russia, Sevastopol Вне форума Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive. Репутация: 465 |
Пачиму? Как раз влияет, крутя эквалайзер мы что делаем? Именно корректируем неравномерность или равномерность АЧХ по частотному диапазону. Микрофон позволяет поточнее выставить расстояния до динамиков еще, но ручная настройка лучше - ибо человеческие уши чуть отличаются даже от самых строгих замеров линейками и рулетками (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) Насчет домашнего кинотеатра - все от модели зависит, вероятно, он и не имеет возможности корректировки АЧХ, хотя, должен. В машине же, по микрофону голова настраивает кучу всего. Но звук ужасный получается.
|
|
|
24.2.2009, 13:53
Сообщение
#6
|
|
Начинающий Технический Маньяк Группа: Технический Маньяк Сообщений: 51 Регистрация: 23.2.2009 Вне форума Репутация: 0 |
Спасиб! Надо искать время! И деньги заменит сабик... когда-то был фриэирный, но позже я загнал его в корпус, временно, но уже второй год ежу с ним постоянно... вроде играет не класс, но на нормуль тянет!
|
|
|
27.2.2009, 23:39
Сообщение
#7
|
|
Технический Маньяк Группа: Технический Маньяк Сообщений: 486 Регистрация: 21.2.2009 Из: Белгород Вне форума Репутация: 7 |
корпус ЗЯ или ФИ?? самодел или так, на распродаже куплен??
|
|
|
2.3.2009, 16:58
Сообщение
#8
|
|
Начинающий Технический Маньяк Группа: Технический Маньяк Сообщений: 51 Регистрация: 23.2.2009 Вне форума Репутация: 0 |
Самодельный корпус толщина ДСП - 21мм, ФИ. Динамик планирую купить пионер 30 см.
З.Ы. Насколько я знаю ФИ лучше звучит, чем ЗЯ! Так? |
|
|
2.3.2009, 17:12
Сообщение
#9
|
|
Технический Маньяк Группа: Технический Маньяк Сообщений: 147 Регистрация: 23.2.2009 Из: Москва Вне форума Репутация: 0 |
Только сейчас увидел... Эту восьмёрку я делал. В то время я работал в carsystems и мы инсталлировали в неё музыку (IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif)
|
|
|
2.3.2009, 17:15
Сообщение
#10
|
|
Don Amadeus Группа: Главные администраторы Сообщений: 29935 Регистрация: 19.2.2009 Из: Russia, Sevastopol Вне форума Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive. Репутация: 465 |
Вот мир тесен, а (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) (IMG:style_emoticons/default/laugh.gif)
|
|
|
2.3.2009, 17:18
Сообщение
#11
|
|
Технический Маньяк Группа: Технический Маньяк Сообщений: 147 Регистрация: 23.2.2009 Из: Москва Вне форума Репутация: 0 |
Вот мир тесен, а (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) (IMG:style_emoticons/default/laugh.gif) За последние 3 дня уже дважды убедился (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) |
|
|
2.3.2009, 17:26
Сообщение
#12
|
|
Don Amadeus Группа: Главные администраторы Сообщений: 29935 Регистрация: 19.2.2009 Из: Russia, Sevastopol Вне форума Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive. Репутация: 465 |
(IMG:style_emoticons/default/smile.gif) Я уже давно перестал удивляться подобным вещам.
|
|
|
5.10.2010, 21:40
Сообщение
#13
|
|
Хондавод - маньяк Группа: Администраторы Сообщений: 2347 Регистрация: 20.10.2009 Из: Королёв, Московская Область Вне форума Авто: Toyota Altezza Gita Репутация: 28 |
Вот как мы делали корпуса ЗЯ для наших сабиков, думаю пригодится отчетец кому-нибудь!
http://beshenyarick.clan.su/publ/izgotovle...bvufera/1-1-0-5 |
|
|
5.10.2010, 23:30
Сообщение
#14
|
|
Don Amadeus Группа: Главные администраторы Сообщений: 29935 Регистрация: 19.2.2009 Из: Russia, Sevastopol Вне форума Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive. Репутация: 465 |
Весьма! (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) (IMG:style_emoticons/default/drinks.gif)
|
|
|
6.10.2010, 7:06
Сообщение
#15
|
|
Хондавод - маньяк Группа: Администраторы Сообщений: 2347 Регистрация: 20.10.2009 Из: Королёв, Московская Область Вне форума Авто: Toyota Altezza Gita Репутация: 28 |
Пасиб Вить! =) (IMG:style_emoticons/default/drinks.gif)
|
|
|
7.12.2015, 19:50
Сообщение
#16
|
|
Волк-одиночка. Группа: Технический Маньяк Сообщений: 1666 Регистрация: 8.12.2011 Из: г.Одинцово МО Вне форума Авто: Lancer IX 2.4 F4A-42-FZB1AT Atmo Репутация: 24 |
Я понял одно в автозвуке, при настройке. Можно настроить акустику по правилам (упор на качество), а можно по своим предпочтениям (чтобы орало громко).
|
|
|
7.12.2015, 20:17
Сообщение
#17
|
|
Don Amadeus Группа: Главные администраторы Сообщений: 29935 Регистрация: 19.2.2009 Из: Russia, Sevastopol Вне форума Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive. Репутация: 465 |
Не совсем так (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
|
|
|
19.10.2016, 12:00
Сообщение
#18
|
|
Технический Маньяк-Гуру Группа: Технический Маньяк Сообщений: 1248 Регистрация: 24.3.2009 Из: Санкт-Петербург Вне форума Авто: Mitsubishi Outlander 3 Репутация: 25 |
Titus, можно я сюда ссылок сохраню?
Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос, Практикум: http://magnitola.org/nastroika-sistemy/143...raktikum-2.html Оригинал: http://autozvuk.org/forum2/showpost.php?p=...p;postcount=369 Загнал в PDF: Фазовое_и_временн_е_согласование_динамиков_на_частоте_раздела_полос.pdf ( 899,47 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1202 Настройка фазоинвертора в SpectraLAB: http://magnitola.org/nastroika-sistemy/314...spectralab.html А вообще обзавёлся комплектом EMU 0404 - Behringer ECM8000. Времени много нет, но потихоньку, по мере возможностей, ковыряюсь... Т.к. можно ковыряться как и с системой в машине, так и с системой дома. Вообще интересно... Но иногда задумываешься, лучше бы тебе этого всего не надо было, было бы беззаботное незнание (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) |
|
|
19.10.2016, 15:46
Сообщение
#19
|
|
Don Amadeus Группа: Главные администраторы Сообщений: 29935 Регистрация: 19.2.2009 Из: Russia, Sevastopol Вне форума Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive. Репутация: 465 |
Кость, даже нужно, спасибо! (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
|
|
|
+7-978-708-85-73 Дроссель Amadeus Productions. Быстрый заказ по телефону. (Viber, WhatsApp, Telegram) |
Текстовая версия | © 2006-2024 Форум Технических Маньяков. |
|