Быстрый заказ, позвонить +7-978-708-85-73
Дроссель Amadeus Productions. Быстрый заказ по телефону.
(Viber, WhatsApp, Telegram)
Amadeus Productions Дроссельный узел на Lancer IX 1.6 (4G18), 2.0 (4G63) и другие моторы
Ремкомплект РХХ на Mitsubishi Lancer IX, 1.6 (4G18), MD619857, 1450A116
Облегченный маховик на 1.6 (4G18) и другие моторы
Облегченные шкивы на 1.6 (4G18) и другие моторы
One-touch или "Ленивые поворотники"

4 страниц V   1 2 3 > »   
Reply to this topicStart new topic
> Как травить платы, Делимся опытом
SSh
сообщение 23.2.2010, 12:43
Сообщение #1


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


В сети выложено множество приемов изготовления печатных плат. Даже здесь, на форуме, в разных темах этот вопрос так или иначе обсуждался, но думаю имеет смысл свести воедино коллективный опыт и оформить в виде отдельной темы, ну кому, скажем придет в голову искать информацию об изготовлении плат в теме о диагностике двигателя (там как-раз слегка обсудили этот вопрос) (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)

Опишу процесс так, как это делаю я, если у кого есть свои методы, поправки, дополнения - еще лучше.
Естественно перед изготовлением надо иметь топологию того, что собираешься травить. Самая удобная программа, по-моему, SprintLayout. Достоинств у ней много - проста в освоении, места практически не занимает, русифицированную рабочую версию очень легко найти в сети, очень много готовых разводок выполнены именно в ней и т.д. Так вот, чертишь сам или загружаешь в программу файл с расширением .lay, при необходимости делаешь необходимые поправки - это настолько элементарно, что и описывать нет смысла. После чего распечатываем файл на лазерном принтере в ЗЕРКАЛЬНОМ отображении. Эта опция присутствует в окне распечатки программы. Также перед печатью указываем какие слои должны быть распечатаны, обычно это только один слой - С2.
След. этап - выбор подложки. Тут также существует множество вариантов - от обложек журналов до подложек самоклейки. Я печатаю лазерным принтером на фотобумаге для струйных принтеров, главное чтоб она НЕ имела синтетическую основу. Проверить это легко, слегка поджигаем край бумаги - если плавится - использовать нельзя, если горит - можно.
Переходим к заготовке печатной платы. В качестве материала обычно используется фольгированный стеклотекстолит толщиной 1,5 мм. Отрезаем кусок стеклотекстолита размерами чуть больше изготавливаемой платы, тщательно обезжириваем и зачищаем шкуркой (не переусердствовать чтоб не протереть фольгу (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) ).
Кладем распечатанный рисунок платы на стопку листов бумаги (рисунком вверх), сверху фольгой вниз заготовку и прикрываем "бутерброд" 3...4 листами бумаги.
Хорошо прогретым утюгом плотно прижимаем весь пакет и держим так определенное время. Здесь начинается самый ответственный момент если перегреть - то дорожки расплывутся, если недогреть - переноса не произойдет. Так, что в каждом конкретном случае надо сначала экспериментально выяснить время прогрева - обычно от 20 секунд до 2-х минут.
Если после этого всегда использовать одну и ту же температуру утюга (запомнить положение регулятора или вообще всегда ставить на максимум) и одну и ту же фотобумагу, то в дальнейшем эксперименты можно не проводить.
После прогрева пакета я переворачиваю его распечатанной фотобумагой вверх (она уже прилипла к фольге) и прохожусь торцом утюга по всей поверхности. В зависимости опять же от бумаги её можно или просто содрать насухую или отмочить слегка в воде и пальцами раскатать. Во втором случае надо быть внимательным чтоб на плате не остались остатки бумаги, а то будут невытравленные участки. Я на всякий случай протираю плату жесткой зубной щеткой, держа плату под струей воды. Кстати, остатки бумаги будут заметны после высыхания. Если всё сделано правильно и аккуратно, то протравливаются даже отверстия в контактных площадках - даже кернить не надо.
Переходим к травлению. Опять же самый распространенный раствор - хлорное железо. Медным купоросом с солью я травил платы в армии (вишь, как раз сегодня вспомнилось), т.к. других реактивов не было. Процесс занимал несколько часов и качество получалось не ахти. Сейчас использую только раствор хлорного железа. Концентрацию точно сказать не могу, я всегда развожу "на глаз", а так (если используется безводное хлорное железо, то H2O:FeCl3 - 3:1)
Травить можно в любой подходящей кювете, например в ванночке для фотопечати. Ну сейчас я для себя сделал спец. кювету с подогревом и перемешиванием раствора (для ускорения процесса) а раньше просто аккуратно опускал плату фольгой вниз на поверхность раствора так, чтоб она плавала на поверхности. Опускать надо под углом, предварительно намочив фольгу чтоб между платой и раствором не оставались пузырьки воздуха. Можно несколько раз как бы обмыть фольгу раствором. Еще можно потереть торцы платы воском (свечкой) - это для того, чтоб ухудшить смачивание - чтоб плата не утонула.
Хлорное железо имеет один очень большой недостаток - сильно марается, так, что если капля брызнет на одежду - все, уже не отмоешь, так, что надо быть внимательным и аккуратным.
Ну и все, дожидаемся полного вытравления платы (обычно контуры вытравленных дорожек просвечивают через текстолит), промываем, снимаем рисунок ацетоном, сверлим, обрезаем, зашкуриваем - можно паять.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 23.2.2010, 13:01
Сообщение #2


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Хорошая статья (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Добавлю от себя - что больше всего нравилось травить платы концентрированной азотной кислотой (быстрее и меньше запахов).
Ну и ссылки на очень полезный материал и видеоуроки от DiHalt:

Травление печатных плат медным купоросом
Изготовление печатной платы от и до. Видео урок
Создание печатной платы методом лазерного утюга
Изготовление печатных плат. Видеоурок номер два
Sprint Layout 5. Подробное руководство
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
haris
сообщение 23.2.2010, 13:44
Сообщение #3


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 2443
Регистрация: 25.12.2009
Из: Уфа - город трех шурупов
Вне форума
Авто: Subaru XV

Репутация:   57  


Спасибо за классный способ создания и вытравливатия печатных плат! А то с этими макетными платами не очень удобно - надо использовать провода. Кстати, при скрещивании дорожек, можно использовать двустороннюю плату, тогда не будет использования проводков. Когда я на заре своей трудовой деятельности работал на Уфимском Заводе Коммутационной Аппаратуры (УЗКА), мы ходили в гальванический цех и там сами травили себе платы в ваннах с кислотой (только уже не помню с какой), а потом там же лудили эти платы в другой ванне с расплавленным припоем. Кстати, процесс травления занимал пару минут. Мы на фольгированом текстолите рисовали дорожки обычной эмалью а потом ее снимали ацетоном. Получались кривые дорожки, но зато очень удобная плата.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 23.2.2010, 13:54
Сообщение #4


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Ну, эмаль, лак для ногтей, даже тушь черная.. Все это было.. Так давно.. (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Ну, а если пускать что-то в серию - ныне вообще не проблема заказать платы с маской, шелкографией, позолотой и тп (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 23.2.2010, 13:59
Сообщение #5


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Кислотой я как-то протравил пару плат. Одна из них (собранная) оказалась не нужной и я забросил её. И вот, когда через пару лет я случайно наткнулся не неё то ужаснулся - вся была покрыта зелено-голубым налетом. Видимо я плохо промыл и она начала окисляться. Теперь на всякий случай остерегаюсь использовать кислоты.
Насчет двухсторонних плат - не всегда их использование оправдано, особенно в домашних условиях. Лучше кинуть несколько перемычек чем потом совмещать слои я уж не говорю о том, что надо пропаивать переходные площадки, металлизацию же дома не сделаешь...

А рисовали мы в молодости битумным лаком - как сейчас помню (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) . До сих пор ручка с чуть затупленным пером сохранилась. (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 23.2.2010, 14:02
Сообщение #6


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Видимо да, плохо промыта была. У меня лежит несколько моих поделок, которым более 15 лет уже (платы муз.сопроцессора для Speccy и тп) - все в идеале и по сей день (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
О, точно, битумный лак еще был (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
haris
сообщение 23.2.2010, 14:13
Сообщение #7


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 2443
Регистрация: 25.12.2009
Из: Уфа - город трех шурупов
Вне форума
Авто: Subaru XV

Репутация:   57  


Цитата(SSh @ 23.2.2010, 15:59) *
через пару лет я случайно наткнулся не неё то ужаснулся - вся была покрыта зелено-голубым налетом.

Так я ж писал, что мы потом ее полностью лудили припоем. Поэтому ничего не окислялось. Я точно помню, что после службы (служил я на флоте 3 года, а работал на заводе до службы) как-то нашел приемничек гетеродинный, который собрал как-раз на такой плате. Ради интереса открыл его - вся плата была как новенькая, только вся в пыли... (IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
haris
сообщение 23.2.2010, 14:17
Сообщение #8


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 2443
Регистрация: 25.12.2009
Из: Уфа - город трех шурупов
Вне форума
Авто: Subaru XV

Репутация:   57  


Цитата(SSh @ 23.2.2010, 15:59) *
Насчет двухсторонних плат - не всегда их использование оправдано, особенно в домашних условиях. Лучше кинуть несколько перемычек чем потом совмещать слои я уж не говорю о том, что надо пропаивать переходные площадки, металлизацию же дома не сделаешь...

Взять к примеру плату, которую я делал для обогрева. Там пришлось некоторые ноги микросхемы соединять проводками из-за перекрещивания дорожек. Если с той стороны, где стоят сами детали нарисовать нужные дорожки, то было бы гораздо симпатичнее. А совместить две стороны с точностью до миллиметра не составит особого труда... (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 23.2.2010, 14:19
Сообщение #9


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


И еще технологии рисования - кто рисовал пером, кто заостренной палочкой, кто стеклянной трубочкой.
У меня до сих пор лежат даже "переводные картинки" с проводниками, площадками, группами контактов, уголками и т.д. для изготовления ПП. Кто-то подарил давным-давно, правда я никогда этим способом не пользовался...

Кстати, забыл в первом посте написать.
Если после переноса тонера он осыпался незначительно, то отретушировать поврежденные участки можно обычным маркером, которым CD-DVD надписывают.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
haris
сообщение 23.2.2010, 14:21
Сообщение #10


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 2443
Регистрация: 25.12.2009
Из: Уфа - город трех шурупов
Вне форума
Авто: Subaru XV

Репутация:   57  


Цитата(SSh @ 23.2.2010, 16:19) *
Если после переноса тонера он осыпался незначительно, то отретушировать поврежденные участки можно обычным маркером, которым CD-DVD надписывают.

Так если платка не большая, то можно и сразу таким маркером нарисовать и не мучиться с утюгом!
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 23.2.2010, 14:34
Сообщение #11


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Как раз с утюгом меньше мучений (если конечно не к животу приложен (IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif) )
А в принципе можно...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Ghost
сообщение 23.2.2010, 14:59
Сообщение #12


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 1248
Регистрация: 24.3.2009
Из: Санкт-Петербург
Вне форума
Авто: Mitsubishi Outlander 3

Репутация:   25  


а если струйником на фотобумаге печатать?
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 23.2.2010, 15:01
Сообщение #13


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


А толку. Краска впиталась и все, да и краска на водяной основе - не пойдет. Тут весь прикол - что тонер не успевает запекаться на глянцевой бумаге, а запекается именно утюгом на плате.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Ghost
сообщение 23.2.2010, 15:23
Сообщение #14


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 1248
Регистрация: 24.3.2009
Из: Санкт-Петербург
Вне форума
Авто: Mitsubishi Outlander 3

Репутация:   25  


всё понятно.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
haris
сообщение 23.2.2010, 16:14
Сообщение #15


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 2443
Регистрация: 25.12.2009
Из: Уфа - город трех шурупов
Вне форума
Авто: Subaru XV

Репутация:   57  


Цитата(SSh @ 23.2.2010, 14:43) *
Кладем распечатанный рисунок платы на стопку листов бумаги (рисунком вверх), сверху фольгой вниз заготовку и прикрываем "бутерброд" 3...4 листами бумаги.
Хорошо прогретым утюгом плотно прижимаем весь пакет и держим так определенное время.

Сергей, а почему нельзя наоборот, рисунок положить на текстолит и греть - тогда ведь можно и температуру утюга меньше делать и времени на перевод рисунка меньше уйдет?
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 23.2.2010, 17:01
Сообщение #16


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Честно? А черт его знает (IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif) Может и можно, но я описал как привык делать и т.к. этим способом получаются отличные платы продолжаю им пользоваться. Хотя знаю людей, которые делают наоборот... Можно как-нибуть попробовать.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SknUA
сообщение 26.2.2010, 9:21
Сообщение #17


CarPC маньяк
**

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 88
Регистрация: 6.8.2009
Из: Хмельницкая обл., Украина
Вне форума


Репутация:   0  


Есть еще метода основанная на фоторезисте. Начало как обычно: отмыть, очистить плату. Потом в зависимости от фоторезиста позитив/негатив печатается на струйнике плата на пленке прозрачной. Пока пленка сохнет наносится фоторезист. Он бывает пленочный, бывает в аэрозоли (вариант подороже). Рисунок платы совмещается с платой (причем рисованная сторона к плате (иначе получатся засветы из-за толщины пленки). Прижимаем стеклом. После под лампу ультрафиолетовую. Выдержка в зависимости от применяемого фоторезиста и в смывку (я использую обычную соду). Дальше как обычно. Травление, отмывка, ... и в конце пайка элементов, а можно и не паять а на стену повесить и любоваться (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 26.2.2010, 9:41
Сообщение #18


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Фоторезистом - правда получаются платы наилучшего качества для домашних условий, просто если не занимаешься этим делом постоянно - то лишние расходы. ПОЗИТИВ-20 довольно дорогой, еще надо УФ лампу иметь, стекло (желательно кварцевое) и т.д.

Вместо всего этого - утюг - у всех есть (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
С утюгом, кстати, отдельная история. Ну сейчас у всех современные утюги, с парообразованием и прочими приблудами. Так эти отверстия на подошве как-раз и мешали, бывало, что под отверстиями перенос или вообще не происходил или получалось некачественно. Я долгое время искал старый, еще советского производства, утюг, пока мне не подарили такой. Причем утюг был в заводской упаковке и обмотан вощеной бумагой. Где достали его - понятия не имею. (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)

Я как-то купил балончик этого самого позитива, но никак не мог собраться попробовать... Так он у меня и провалялся пока срок годности не вышел и я подарил его кому-то (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) Кстати, вместо обычного стекла рекомендуют использовать подложки от фотопластинок или оргстекло от упаковок CD, говорят - лучше пропускает ультрафиолет... Не знаю, не пробовал...

Больше всего мне понравился способ по ссылке Titus-a - перенос рисунка при помощи ламинатора, поискал в магазинах но не смог найти подходящего по размерам и температуре...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 26.2.2010, 10:47
Сообщение #19


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Да, вот ламинатор это совсем интересный и экзотический способ (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SknUA
сообщение 5.3.2010, 0:16
Сообщение #20


CarPC маньяк
**

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 88
Регистрация: 6.8.2009
Из: Хмельницкая обл., Украина
Вне форума


Репутация:   0  


УФ лампа есть... кварцевого стекла... а вот его нет, но стого расстояния что производится засветка нет разницы. Для меня самая большая проблема ЛУТ это отсутствие лазерного принтера. Хотел качественный цветной фотопринтер и еще один просто не влезет на стол. Да фоторезист на много дороже, но при моих - не промышленных масштабах, вполне терпимо... Хотя каждому свое (у меня кореш до сих пор цапон лаком и ресфедером стеклянным малюет, и где он их берет?!?!? (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) )
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Гость_alftuning_*
сообщение 5.3.2010, 0:28
Сообщение #21





Гости





    


А нет пособий как травить тёщу?
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SknUA
сообщение 5.3.2010, 0:30
Сообщение #22


CarPC маньяк
**

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 88
Регистрация: 6.8.2009
Из: Хмельницкая обл., Украина
Вне форума


Репутация:   0  


Тещу нужно любить и лелеять и тогда не придется травить (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
noiser
сообщение 5.3.2010, 2:07
Сообщение #23


Технический Маньяк
***

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 107
Регистрация: 3.2.2010
Из: Пермь
Вне форума


Репутация:   2  


Цитата(alftuning @ 5.3.2010, 2:28) *
А нет пособий как травить тёщу?

всё так же. сначала рисуешь на ней маркером/лаком/эмалью/тд. потом в ванну с кислотой. потом в ванну с расплавленым припоем. а подом либо тыкаешь в неё элементами, либо вешаешь на стену любоваться (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Гость_alftuning_*
сообщение 5.3.2010, 2:47
Сообщение #24





Гости





    


Цитата(noiser @ 5.3.2010, 2:07) *
Цитата(alftuning @ 5.3.2010, 2:28) *
А нет пособий как травить тёщу?

всё так же. сначала рисуешь на ней маркером/лаком/эмалью/тд. потом в ванну с кислотой. потом в ванну с расплавленым припоем. а подом либо тыкаешь в неё элементами, либо вешаешь на стену любоваться (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)

а можно без маркера/лака/эмали/тд. а сразу в кислоту?
где вэять бассейн с кислотой?
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 28.7.2010, 7:57
Сообщение #25


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Задумался над изготовлением приспособления для переноса тонера - типа вафельницы но одна из плоскостей из теплостойкой резины - дело за малым - достать эту самую резину...
Все ламинаторы которые я видел имеют макс. температуру порядка 130...150 градусов - по-моему недостаточно, рисунок не будет надежно прилипать к фольге.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
haris
сообщение 28.11.2010, 15:19
Сообщение #26


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 2443
Регистрация: 25.12.2009
Из: Уфа - город трех шурупов
Вне форума
Авто: Subaru XV

Репутация:   57  


Мой первый опыт по ЛУТ методу...
Программатор

Прикрепленное изображение

Управление БС фар

Прикрепленное изображение
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 28.11.2010, 15:46
Сообщение #27


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Ильгиз, отлично! Молодец, нет слов...
(IMG:style_emoticons/default/good.gif)

P.S. "SSh" мог-бы стереть (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) У меня был такой случай. Во время каждой уборки выкидываю кучу разного барахла в том числе и ненужные платы. Если на них нет ценных деталей, то даже и не демонтирую.
Проходя как-то по блошинному рынку вижу, мужик торгует всякой всячиной и среди этой всячины - знакомая плата. Подошел ради интереса, взял плату вроде-бы изучаю, спрашиваю а это от чего. Ну тот начал мне лапшу вешать, типа от какого-то то-ли магнитофона то-ли телевизора, не помню уже. Поинтересовался и ценой естественно. Под конец говорю - мне она не нужна, просто интересно как она к тебе попала, её я же и собрал. На что он ответил - "Иди, иди отсюда. Не хочешь покупать - не надо а мозги пудрить мне не надо..." (IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
haris
сообщение 28.11.2010, 15:49
Сообщение #28


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 2443
Регистрация: 25.12.2009
Из: Уфа - город трех шурупов
Вне форума
Авто: Subaru XV

Репутация:   57  


Цитата(SSh @ 28.11.2010, 17:46) *
"SSh" мог-бы стереть (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)

Ну уж нет! Авторские права охраняются законом! (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 28.11.2010, 16:25
Сообщение #29


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


(IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif)
А платки и правда красивые получились (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
vovat
сообщение 29.11.2010, 13:25
Сообщение #30


Технический Маньяк
***

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 436
Регистрация: 10.7.2010
Из: Киев
Вне форума
Авто: Lancer 9 1.6 MT

Репутация:   5  


Платки отл. Я помню мы при травке подпитывали +12в(1 ампер) использовали минус на ванночку и плюс на медную основу платы.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 29.11.2010, 15:53
Сообщение #31


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Я и медным купоросом травил... Процесс длился всю ночь, платы в итоге получались страшные, но рабочие как ни странно (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 29.11.2010, 19:01
Сообщение #32


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Травил хлорным железом - сурово и быстро (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Травил медным купоросом - да, это целый экшн (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Травил раствором обычной поваренной соли - с подключением + и - (к кастрюльке алюминиевой один провод, к плате другой, внутри раствор соли) - процесс еще длительнее, чем купоросом, но было интересно (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)

Но, больше всего понравилось травить концентрированной азотной кислотой. Паров выделяется конечно много (кстати, как и от хлорного железа), но травить одно удовольствие - буквально минут 5-10 (в зависимости от концентрации кислоты) и результат готов. Главное не передержать - ибо потом съест и краску с дорожками под ней (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) Но, по моему опыту это реально лучшее и самое быстрое (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
NeWT
сообщение 29.11.2010, 20:37
Сообщение #33


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 1724
Регистрация: 15.10.2009
Из: Москва, п. Монино
Вне форума


Репутация:   8  


Мне хлорное железо нравится, другого не пробовал (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 29.11.2010, 20:44
Сообщение #34


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Вот азотка если попадется - попробуй (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
AKStyle
сообщение 30.11.2010, 8:08
Сообщение #35


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 5242
Регистрация: 26.7.2010
Из: МО, Белоозерский - Томск
Вне форума
Авто: Lancer IX 1.8T MT

Репутация:   134  


Есть несколько вопросов по травлению (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) А то последний раз травил платы давным давно в детстве, когда на радиокружок ходил.

1) сколько по времени травить хлорным железом?
2) критична ли окружающая температура? дома травить не хочу, т.к. выделение едкие будут, я так понимаю. А в гараже холодно сейчас в районе -5...0.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 30.11.2010, 8:30
Сообщение #36


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


1. По времени зависит от многих факторов - концентрация, "изношенность", температура раствора...
2. См. п.1 (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
В теплом р-ре травка происходит гораздо быстрее, но в принципе не критично, пусть вытравливается не 10...15 минут а за час ... Раствор на огне греть категорически нельзя, могу посоветовать ёмкость с FeCl3 поместить в другую, наполненную горячей водой.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
AKStyle
сообщение 30.11.2010, 8:34
Сообщение #37


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 5242
Регистрация: 26.7.2010
Из: МО, Белоозерский - Томск
Вне форума
Авто: Lancer IX 1.8T MT

Репутация:   134  


Столько вкусностей изобрел SSh, что решил я вспомнить далекое детство и радиокружок (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
В общем я решил дополнить имеющуюся информацию (где-то повторюсь) в данном топике.

Источник: http://mcontroller.opentomsk.net/index.php/PCB

Изготовление плат в домашних условиях

Существует несколько способов изготовления печатных плат в домашних условиях, различных по сложности и качеству результата.

Вырезание дорожек

При помощи ножа/скальпеля/фрезы/бура прорезают фольгу между дорожками. Это нужно делать очень аккуратно, т.к. при резке образуется большое количество заусенцев, которые могут привести к замыканию. Поэтому желательно делать прорезь широкой и прозванивать все соседние дорожки для обнаружения дефектов. Этот метод очень трудоемок, т.к. медная фольга на поверхности стеклотекстолита режется с огромным трудом. Годится только для очень простых плат.

Использование лака/маркера

На чистую шлифованную и обезжиренную поверхность фольгированного текстолита вручную наносят рисунок дорожек лаком или специальным маркером. После высыхания рисунка ножом аккуратно вычищают лишний лак/фломастер. Затем плату травят в хлорном железе FeCl3. Защищенная лаком или краской медь сохраняется. После травления лак смывают ацетоном, сверлят отверстия. Данный метод не обеспечивает высокого качества изготовления и достаточно трудоемок, однако очень прост.

Использование токопроводящего клея

Токопроводящим клеем можно наносить дорожки на поверхность текстолита. Однако, контактные площадки с его помощью выполнить нельзя, т.к. пайка к клею невозможна.

Лазерно-утюжная технология изготовления печатных плат

1. При помощи лазерного принтера на бумаге печатается зеркально отраженный рисунок проводников печатной платы. Бумага должна быть глянцевая. Наилучшие результаты получаются с фотобумагой для струйной печати LOMOND.
2. Затем бумага кладется на отшлифованный мелкой наждачкой и тщательно обезжиренный ацетоном фольгированный текстолит и нагревается утюгом. Можно закрепить бумагу на плате, например, подогнув её под текстолит с краев, иначе она может сдвинуться, хотя когда тонер начнет плавиться, она и так зафиксируется. Температура утюга высокая (обычно на максимуме). На утюг достаточно сильно давят, медленно перемещая его для более равномерного придавливания. Тонер плавится и прилипает к медной фольге. В случае не успешного переноса тонера на фольгу его можно удалить ацетоном, повторно отшлифовать фольгу мелкой наждачкой (осторожно, не соскабливая много меди!), промыть и повторить процесс.
3. Затем бумагу удаляют, отшеркивая в воде, и остается покрытие из тонера, защищающее медь при травлении. При использовании фотобумаги оно также усиливается тонкой пленкой фотослоя, что позволяет качественно делать платы с шириной дорожек до (!) 0,1 мм.
4. После травления тонер соскабливают ваткой, смоченной ацетоном. Появляются красивые медные дорожки.
5. Медь желательно облудить. Это улучшит прочность и проводимость дорожек и внешний вид печатной платы. Паять к покрытым припоям дорожкам будет легче, и со временем они не будут окисляться и темнеть. Плату покрывают глицерином, в который можно добавить несколько кристалликов лимонной кислоты. Затем при помощи паяльника, нагретого до 270-300°C, равномерно наносят тончайший слой припоя на всю поверхность меди. Многими было замечено, что если перед лужением плату ненадолго (буквально 1 сек, не больше!) обмакнуть в травящий раствор и сразу же хорошо промыть водой и ацетоном, то лудиться она будет гораздо легче и качественнее.

Метод трудоемок, требует аккуратности и наличия опыта, однако при соблюдении всех рекомендаций даёт наилучшее качество изготовления и может применяться для создания весьма сложных плат.

Травление

Печатные платы можно травить в хлорном железе (продается в магазинах радиодеталей в банка по 250 г, стоит около 50 руб) FeCl3 или разбавленной азотной кислоте HNO3. Использование хлорного железа предпочтительнее (выше скорость и качество, не образуется вредных газов). Также можно применять персульфат аммония (надсернокислый аммоний) (NH4)2S2O8 или медный купорос CuSO4, смешанный с поваренной солью в соотношении 1:2. Персульфат аммония прозрачен, не оставляет пятен, но весьма едкий. Медный купорос травит медленно и хорошо, легко отмывается.

При травлении хлорным железом желательно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Раствор должен быть горячим (примерно 60-80°C) и концентрированным - тогда процесс протекает быстро. Это важно, поскольку при травлении тонер медленно, но верно разрушается и проводящие дорожки при долгом протекании процесса оказываются повреждены;
2. Раствор желательно перемешивать. Процесс значительно ускоряется, т.к. перемешивание удаляет продукты реакции. Это можно делать, например, покачиванием ёмкости или установкой вибромотора от сотового телефона на травящуюся печатную плату (только не погружайте его в раствор). Также часто плату аккуратно кладут на поверхность раствора, и за счет поверхностного натяжения она плавает. При этом нижняя сторона травится и продукты реакции оседают на дно, а верхняя сторона остается сухой. Можно также приклеить к верхней стороне маленький кусочек пенопласта и использовать его как ручку для вытаскивания;
3. Если собираетесь использовать тот же самый раствор повторно, храните его в хорошо закрытой бутылке, т.к. FeCl3 со временем испаряется и разъедает все металлические вещи вокруг;
4. Хлорное железо при попадании на многие материалы быстро окрашивает их в желтый цвет (бумага, дерево, ткань...); также оно разъедает металлы. Соблюдайте осторожность и тщательно вытирайте разлитый раствор.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 30.11.2010, 9:16
Сообщение #38


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


На сегодняшний день естественно всякие там вырезания и ручное рисование канули в лету. (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) Самым приемлемым и простым все-таки остается ЛУТ.
Насчет лужения дорожек - тоже не могу однозначно высказаться положительно. Здесь много подводных камней. Например, часто встречается стеклотекстолит не очень высокого качества и небольшой перегрев приводит к отслаиванию дорожек. Вообще для аккуратного, красивого и безопасного облуживания надо тоже воспользоваться соотв. приемами, описанными например у Di-Halt-a на сайте
http://easyelectronics.ru/luzhenie-platy.html
К слову, я лично никогда не облуживаю (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) Но это конечно-же ничего не значит (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Насчет травления кислотой - чревато последствиями... Надо после травки очень тщательно промывать плату, а то через некоторое время начнет окисляться...

P.S. Как-то раз после протравки очередной платы обнаружил что бутылочка с ацетоном пуста. Идти в магазин было лень и как-раз под руку попалась другая бутылка - с бензином (что-то промывал в нем). Решил попробовать - оказалось смывает тонер с платы даже лучше чем ацетон, просто плата потом воняет - надо мыть с мылом...


Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
NeWT
сообщение 30.11.2010, 12:23
Сообщение #39


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 1724
Регистрация: 15.10.2009
Из: Москва, п. Монино
Вне форума


Репутация:   8  


Я кстати лужу сплавом розе в кастрюле с кипящей водой. Оч хорошо выходит. Пару кусочков сплава на дно, потом водить дорожками по каплям. А потом разгладить ватой на палке и всё лужение ровненькое получается...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
MAKC
сообщение 13.3.2011, 14:12
Сообщение #40


Супер Технический Маньяк
*****

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 909
Регистрация: 6.8.2009
Из: Москва, Зеленоград <-> Владимирская обл, Ковров
Вне форума


Репутация:   22  


Гиде купить FeCl3? В Москве...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 13.3.2011, 15:13
Сообщение #41


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Просто ради интереса посмотел цены. Лишний раз убеждаюсь что в чипдипе - грабители - 280м руб за 250 грамм (IMG:style_emoticons/default/angry.gif)
http://www.chipdip.ru/product0/27510.aspx
То-же самое в буром медведе
http://www.brownbear.ru/goods/8050.html
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
sanche29
сообщение 13.3.2011, 21:43
Сообщение #42


Technical maniac
*******

Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 1181
Регистрация: 13.7.2010
Из: Астрахань
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.5 CVT

Репутация:   49  


Кстати,по ссылке с "ЧИП и ДИП" -Хлорное железо 250г ( 6-ти водное)

Это как понимать 6ти водное??
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 13.3.2011, 22:08
Сообщение #43


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Хлорное железо вообще-то представляет собой порошок, но так хорошо впитывает воду что даже в герметично закрытой банке в скором времени превращается в жижу. Я за всю свою практику всего один раз видел этот реактив в порошке (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) . Т.е. как я понимаю имеется в виду что у них не порошок а слегка "размокшая" масса.
FeO3 x 6H2O
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
sanche29
сообщение 13.3.2011, 22:15
Сообщение #44


Technical maniac
*******

Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 1181
Регистрация: 13.7.2010
Из: Астрахань
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.5 CVT

Репутация:   49  


Во оно как..
У меня три банки стоят: -в одной жижа,а во 2й и 3й просто кусок хл. железа (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 13.3.2011, 22:28
Сообщение #45


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Жижа очень хорошо растворяется в воде, а вот куски придется измельчать... На кусочки по 1...2 см. Потом растворять в теплой воде, непрерывно перемешивая раствор.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
MAKC
сообщение 14.3.2011, 9:17
Сообщение #46


Супер Технический Маньяк
*****

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 909
Регистрация: 6.8.2009
Из: Москва, Зеленоград <-> Владимирская обл, Ковров
Вне форума


Репутация:   22  


Снабженцы как раз скоро в бурый медведь поедут за разъемами, закажу им пусть и мне прикупят баночку (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) Спасибо за ответ.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
AlexGreat
сообщение 14.3.2011, 18:12
Сообщение #47


LED маньяк
*******

Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 1114
Регистрация: 4.7.2009
Из: Russia, Moscow, ЮЗАО, Belyaevo Village
Вне форума
Авто: Lancer V STW AWD

Репутация:   50  


Персульфатом аммония (аммоний надсернокислый) очень неплохо травятся платы. Без запаха, не пачкается, стоит (если брать в правильных местах) гораздо дешевле хлорного железа. Но есть два небольших недостатка: нужно делать чуть большую концентрацию и надо подогревать раствор. Но плюсов больше (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 14.3.2011, 23:37
Сообщение #48


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Азотки найдите концентрированной (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) Пары есть, но, если делать на балконе или на улице.. Да и выкурить всего лишь пару сигарет успеете, если с подогревом - то и одну можно не успеть выкурить (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
AlexGreat
сообщение 14.3.2011, 23:42
Сообщение #49


LED маньяк
*******

Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 1114
Регистрация: 4.7.2009
Из: Russia, Moscow, ЮЗАО, Belyaevo Village
Вне форума
Авто: Lancer V STW AWD

Репутация:   50  


Среднее время травления азоткой 3-5 минут (IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif) главное не передержать.... (IMG:style_emoticons/default/laugh.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 14.3.2011, 23:44
Сообщение #50


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Ага (IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif) Я как-то пробовал подогреть - был удивлён скорости.. (IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif)
Да и паров от неё всяко меньше, нежели от хлорного железа. Где достать.. Ну, у меня химик-электронщик есть знакомый - он меня и подсадил на травление азоткой еще в 90х. Я как-то заикнулся что надо - на следующий день мне вручили 3-литровый бутылёк оной.. (IMG:style_emoticons/default/biggrin.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
AlexGreat
сообщение 14.3.2011, 23:59
Сообщение #51


LED маньяк
*******

Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 1114
Регистрация: 4.7.2009
Из: Russia, Moscow, ЮЗАО, Belyaevo Village
Вне форума
Авто: Lancer V STW AWD

Репутация:   50  


Вить, азоткой все так опасно... и куча мер предосторожности, и вытяжка сильной должна быть... двуокись азота она пожестче чем двуокись серы будет для легких... Персульфатом аммония куда приятней...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 15.3.2011, 0:23
Сообщение #52


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Персульфатом аммония не пробовал.. Я обычно травил азоткой летом на балконе с открытыми окнами и старался не дышать из пластиковой тары.. (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) Вот, если честно, вони от хлорного железа больше было.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
sanche29
сообщение 15.3.2011, 0:29
Сообщение #53


Technical maniac
*******

Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 1181
Регистрация: 13.7.2010
Из: Астрахань
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.5 CVT

Репутация:   49  


Не знаю..по мне так железом травить,особо и не воняет..
Вот в золочении у меня очиститель воняет,эт да...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 15.3.2011, 0:31
Сообщение #54


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Золотой человек (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 15.3.2011, 8:17
Сообщение #55


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Кислотой все-таки чревато... Промоешь плохо после травления - через некоторое время начнет все окисляться...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 15.3.2011, 13:53
Сообщение #56


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Согласен, но, я после промывки и тп сразу наждачкой и полностью лужу платы обычно (паяльник или Розе).
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
san4ez87
сообщение 21.3.2012, 16:11
Сообщение #57


Технический Маньяк
***

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 124
Регистрация: 17.3.2012
Из: Псков
Вне форума


Репутация:   3  


печатаю макет платы лазерником на плотной глянцевой бумаге прикладываю на обезжиренный текстолит, через газету прокатываю горячим утюгом, потом теплой водой смываю бумагу, и в хлорное железо минут на 15 и готово, почти заводская плата получается
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 21.3.2012, 16:32
Сообщение #58


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Цитата
через газету прокатываю горячим утюгом

Через газету не хорошо - подошва утюга марается, потом им не воспользуешься для других целей... И не обязательно по прямому назначению, я, например, тем-же ЛУТ-овским утюгом клею мебельную кромку...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
san4ez87
сообщение 21.3.2012, 16:42
Сообщение #59


Технический Маньяк
***

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 124
Регистрация: 17.3.2012
Из: Псков
Вне форума


Репутация:   3  


ну вообще через лист А4 прокатывал, просто когда писал на ум газета пришла=))
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 21.3.2012, 16:58
Сообщение #60


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Ага (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Сейчас я нашел подходящую бумагу - вообще ничего не подкладываю, глажу прямо по ней, после просто отдираю насухую. Но хоть убей не вспомню что за бумага была, как только закончатся запасы - придется заново подбирать...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
dmitrij_b
сообщение 21.3.2012, 22:14
Сообщение #61


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 1802
Регистрация: 21.2.2009
Из: Екатеринбург
Вне форума
Авто: Lancer IX 1.6MT (105HP)

Репутация:   108  


Я Ломонд-ом глянцевым пользуюсь. Плотность могу завтра на работе глянуть.
Тоже ничего не прокладываю, чаще всего. И отдираю тоже насухо.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
san4ez87
сообщение 25.3.2012, 13:03
Сообщение #62


Технический Маньяк
***

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 124
Регистрация: 17.3.2012
Из: Псков
Вне форума


Репутация:   3  


в принципе можно даже обложку от глянцевого журнала взять
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 25.3.2012, 13:25
Сообщение #63


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Да, но мороки больше... (IMG:style_emoticons/default/wink.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Asdwarf
сообщение 6.6.2012, 19:26
Сообщение #64


Левша
*******

Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 1801
Регистрация: 19.2.2009
Из: Санкт-Петербург, Центр
Вне форума
Авто: VW CC 1.8MT

Репутация:   24  


Цитата(san4ez87 @ 25.3.2012, 14:03) *
в принципе можно даже обложку от глянцевого журнала взять
Низзя )
Они покрыты то ли воском, то ли еще чем-то.
Я как-то попробовал, потом очень долго отмывал утюг...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 6.6.2012, 20:43
Сообщение #65


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Цитата
Низзя

Можно.... но не нужно. (IMG:style_emoticons/default/wink.gif) С утюгом ничего не будет, а вот с платы замучаешься раскатывать и подчищать промежутки между дорожками.
Лучше всего у меня получается с 130-гр. фотобумагой...
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Asdwarf
сообщение 6.6.2012, 22:28
Сообщение #66


Левша
*******

Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 1801
Регистрация: 19.2.2009
Из: Санкт-Петербург, Центр
Вне форума
Авто: VW CC 1.8MT

Репутация:   24  


Видать, мне не повезло с журналом, бумага была обоюдовощеная(
У меня 230гр бумага, тоже неплохо )
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 7.1.2016, 18:58
Сообщение #67


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Попалась мне ссылка на видео с новым, по крайней мере для меня, методом переноса рисунка на плату. Спирта дома много, я им платы мою, а вот ацетона не оказалось... Завтра куплю, попробую
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Titus
сообщение 7.1.2016, 19:48
Сообщение #68


Don Amadeus
*******

Группа:
Главные администраторы
Сообщений: 29954
Регистрация: 19.2.2009
Из: Russia, Sevastopol
Вне форума
Авто: Lancer IX-1.6 MT Turbo, Honda Accord IX-2.4 AT Executive.

Репутация:   466  


Клевый метод (IMG:style_emoticons/default/smile.gif)
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
ToxiN
сообщение 29.2.2016, 14:10
Сообщение #69


Начинающий Технический Маньяк
**

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 17
Регистрация: 29.2.2016
Из: Орел
Вне форума
Авто: Mitsubishi Lancer IX

Репутация:   1  


Я в последнее время пересел с ЛУТа на фоторезист. Да, технология посложнее, чем ЛУТ, но при нормальном фотошаблоне получаем абсолютно нормальную повторяемость плат при тиражировании, и возможность получения дорожек толщиной 0,1 мм (в теории, я меньше 0,3 не делал еще)
А по поводу раствора для травления - применяю соляную кислоту+пергидроль
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
Гость_Aleks174V_*
сообщение 9.6.2016, 19:56
Сообщение #70





Гости





    


Вот это тема! По молодости дорожки рисовал клеем, типа Момент, травил медным купоросом с обычной солью в воде.
Магнитофоны было увлечение.
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post
SSh
сообщение 18.6.2016, 16:09
Сообщение #71


Технический Маньяк-Гуру
*******

Группа:
Технический Маньяк
Сообщений: 7049
Регистрация: 3.6.2009
Из: Армения
На форуме
Авто: Lancer IX, AT

Репутация:   265  


Тоже преодолел неприязнь к разной химии и выписал сухой фоторезист. Вот только пока не соорентируюсь чем засвечивать - лампой или светодиодами. Склоняюсь ко вторым, в любом случае стоят недорого, можно попробовать хотя-бы эти - http://ebay.to/1Y0Tnh7
Go to the top of the page
¬
Вставить ник в форму быстрого ответа
+Quote Post

4 страниц V   1 2 3 > » 
Fast ReplyReply to this topicStart new topic
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Быстрый заказ, позвонить +7-978-708-85-73
Дроссель Amadeus Productions. Быстрый заказ по телефону.
(Viber, WhatsApp, Telegram)
Amadeus Productions Дроссельный узел на Lancer IX 1.6 (4G18), 2.0 (4G63) и другие моторы
Ремкомплект РХХ на Mitsubishi Lancer IX, 1.6 (4G18), MD619857, 1450A116
Облегченный маховик на 1.6 (4G18) и другие моторы
Облегченные шкивы на 1.6 (4G18) и другие моторы
One-touch или "Ленивые поворотники"