Автомобили и прочий транспорт, Паровики |
+7-978-708-85-73 Дроссель Amadeus Productions. Быстрый заказ по телефону. (Viber, WhatsApp, Telegram) |
Автомобили и прочий транспорт, Паровики |
2.12.2010, 20:45
Сообщение
#1
|
|
Технический Маньяк-Гуру Группа: Технический Маньяк Сообщений: 1934 Регистрация: 3.4.2010 Из: Москвы Вне форума Репутация: 58 |
(IMG:http://trucks.autoreview.ru/archive/2007/06/steam/psd/img015_750.jpg)
Паровой грузовик НАМИ-012 В первые послевоенные годы перед СССР стояла крайне сложная задача. Измучанная войной страна испытывала жесточайший дефицит качественного бензина. Проблема, собственно, не новая (материалы 1940-41 годов показывают, что недостатком высокосортного топлива были озабочены на самом высоком уровне, вопрос был на контроле у "самого"), но в войну, например, более половины (57.4%) потребности в высокосортных авиабензинах покрывали поставки по ленд-лизу, этим английским и американским горючим с октановым чисом 100-105 пополам бодяжили наши Б-74 и Б-78, чтобы получить что-то пригодное для высокофорсированных авиамоторов типа Ш-82ФН (ремарка: о "ничтожной" роли поставок по ленд-лизу. Важно не только сколько в прОцентах от ВВП, но и чего именно.) Но это так, лирика, вернемся к нашим баранам. Так вот, своего бензина было мало. НПЗ, в силу специфики потребления танкового парка РККА - гнали в основном солярку. Но - дизельные двигатели для грузовиков получались уж очень дорогими. А грузы возить надо. Нет, конечно имелся опыт приспособления обычных автомобилей под газогенераторы, но потери мощности при этом были огромными - моторы недодавали на генераторном газе до 50% паспортной мощности. Во весь рост встал вопрос "что делать". На самом деле, "нет нерешаемых проблем, бывает недофинансирование". С финансированием в СССР было все хорошо, сколько надо - столько и напечатаем, поэтому задача была решена просто и изящно. Для автомобилей приспособили старую добрую (все еще впереди) паровую машину. На выходе получился очень и очень изящный паровой автомобиль. Итак, в 1948 году был построен опытный НАМИ-012 на шасси семитонного ЯАЗ-200 (позже МАЗ-200). Характеристики трехцилиндровой паровой машины были вполне привычными: мощность — 100 л.с., обороты — до 1250 в минуту. А габариты и масса получились даже меньше, чем у дизеля с коробкой передач. Правда, эту экономию сводил на нет тяжеленный (около тонны) «котлоагрегат». (IMG:http://trucks.autoreview.ru/archive/2007/06/steam/psd/img012_750.jpg) Скажем лишь, что сначала надо было накидать полный бункер швырков, а потом раскочегаривать машину около получаса — и то если дрова не были сырыми. Наверняка все это хозяйство нещадно чадило и коптило... Зато кочегар в пути не требовался: дрова по мере сгорания опускались на колосники топки «автоматически», под собственным весом. Поскольку момент трогания паромобиля зависит от давления в системе, при аккуратном нажатии акселератора паромобиль трогался плавно, словно с коробкой-«автоматом». Водотрубный котельный агрегат с топливными бункерами «седлообразно» устанавливался на раму Водяной бак вместимостью 200 л — с турбовоздуходувкой, маслоотделителем и конденсатором. Функцию рычага КПП (самой коробки здесь, разумеется, не существовало) выполнял рычаг переключения отсечек парораспределительного механизма: предусматривались три отсечки «вперед» (на 25, 40 и 75% наполнения цилиндра) и одна «назад». Педалей в кабине было три, как обычно, но сцепление требовалось выжимать только для включения понижающей передачи. (IMG:http://trucks.autoreview.ru/archive/2007/06/steam/psd/img009_750.jpg) Грузовик (первый образец был бортовым) перевозил шесть тонн, однако максимальная скорость не впечатляла: в отчете указано, что она равнялась... всего-то 42,3 км/ч. При этом на сто километров пути уходило от 350 до 450 кг (это не опечатка) дров — полный бункер. Все эти дрова надо было напилить, наколоть, загрузить, разжечь котел... В холода еще и сливать воду (200 литров!) на ночь, чтобы она не превратилась в лед, а утром опять заливать. (IMG:http://trucks.autoreview.ru/archive/2007/06/steam/psd/img014_1024.jpg) Полноприводный тягач-лесовоз НАМИ-018 Однако, как отмечалось в статьях того времени, «в порожнем состоянии вследствие большого веса, приходящегося на переднюю ось, паровой автомобиль обладает ухудшенной проходимостью». Судя по всему, на лесных дорогах машины попросту вязли! Поэтому в 1953 году построили четвертый экземпляр — полноприводный лесовоз НАМИ-018. Его привод был подключаемым благодаря оригинальной «раздатке»: когда задние колеса буксовали, начинали «грести» передние. Как утверждают источники тех лет, по проходимости НАМИ-018 не уступал самому мощному дизельному лесовозу того времени МАЗ-501. Существовал и вариант на жидком топливе (правда, только на бумаге): он изображен на одном из чертежей, попавших в наши руки. Поскольку дровяные бункеры ему уже не были нужны, то и кабина проектировалась более вместительной, двухрядной. Статьи об удивительных машинах и подробнейшие расчеты их якобы фантастической производительности публиковались в автомобильных журналах и отчетах НАМИ до конца пятидесятых — в основном под фамилиями разработчиков, Шебалина и Коротоношко. А потом наступила тишина. Некоторые политизированные историки заявляют, что дело в том, что паромобиль был предназначен для ГУЛАГа, дескать, дрова дармовые, но судя по другим критериям видно, что примерно в те года наша промышленность, наконец, освоила массовый выпуск относительно недорогих и экономичных дизелей для грузовиков, и надобность в паровом автомобиле просто отпала. (IMG:http://trucks.autoreview.ru/archive/2007/06/steam/psd/img011_750.jpg) Топку почистил? Дрова напилил? Воду залил? Котел как следует растопил? Ну, тогда поезжай... (IMG:style_emoticons/default/sarcastic_hand.gif) autoreview.ru и Stranger_NN |
|
|
6.3.2011, 11:45
Сообщение
#2
|
|
Технический Маньяк-Гуру Группа: Технический Маньяк Сообщений: 1934 Регистрация: 3.4.2010 Из: Москвы Вне форума Репутация: 58 |
Братья Добли и немецкие паромобили.
(IMG:http://s41.radikal.ru/i092/1102/ed/83ed30a97f01.jpg) Паромобиль Henshel и Доблей После того, как потерпела крах идея о создании массового легкового паромобиля, братья Абнер и Уоррен Добли много и плодотворно работали в Англии, в компании Sentinel Waggon Works, примерно до начала 30-х годов. Но на этом их биографии часто обрываются - а ведь был у них еще один интересный эпизод - работа на немецкую компанию Henschel и сын, где они тоже строили паромобили. (IMG:http://i034.radikal.ru/1102/39/8d4701e10560.jpg) Схема грузовика Правда, речь шла уже не о роскошных легковых авто, а о дешевых и нетребовательных к топливу грузовиках. Зажатая в тисках Версальских соглашений и перманентного кризиса Германия крайне нуждалась в дешевом транспорте. А что может быть дешевле в эксплуатации, чем паровик? Дрова сами растут - только руби. Или, вообще, торф, с которым в Германии всегда было неплохо... В общем, Хейншели решили сделать ставку на паровики, и пригласили самых крутых на тот момент спецов - братьев Доблей. Видимо, Хейншели сумели предложить достойную цену, потому что с 1931 по 1934 годы Добли на них таки работали. И сумели создать вот такой вот симпатичный паромобиль. (IMG:http://s16.radikal.ru/i191/1102/b4/676ac6c0897c.jpg) приблизительное сечение грузовика Машина была оснащена конденсатором, который заметно повышал КПД, не имела, как любой порядочный паровик, КПП - а проблема выравнивания крутящего момента была решена с блестящей простотой. Дифференциала, собственно, тоже не было - каждое из задних колес приводилось в действие своей двухцилиндровой паровой машиной, а равенство крутящего момента гарантировалось равным давлением пара на входе в машины. Машинка показала хорошие характеристики для паровика, меньший, чем у ДВС КПД с лихвой компенсировала дешевизна как топлива, так и самой машины. Но, в 1933 году к власти пришел Гитлер, который послал лесом все договоренности - с топливом в Германии полегчало, и паромобиль оказался неактуальным. Да и отношение к "англо-саксонским плутократам" стало весьма нехорошим. После чего Добли из Германии уехали... взято strangernn.livejournal.com |
|
|
+7-978-708-85-73 Дроссель Amadeus Productions. Быстрый заказ по телефону. (Viber, WhatsApp, Telegram) |
Текстовая версия | © 2006-2024 Форум Технических Маньяков. |
|