Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Установка стрелок приборки
Форум Технических Маньяков > Основное, Mitsubishi Lancer > Умелые руки

Amadeus Productions +7-978-708-85-73
Дроссель Amadeus Productions. Быстрый заказ по телефону.
(Viber, WhatsApp, Telegram)
Amadeus Productions Дроссельный узел Lancer IX 1.6 (4G18), 2.0 (4G63) и другие моторы
Облегченный маховик на 1.6 (4G18) и другие моторы
Облегченные шкивы на 1.6 (4G18) и другие моторы
One-touch или "Ленивые поворотники", V-2019

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
SSh
Как показывает практика при работе с приборкой возникают 2 основные проблемы, из-за которых многие не рискуют разбирать её - снятие стрелок приборов так, чтобы не повредить оси и наоборот - установка стрелок на место - чтоб показания после этого не сбивались. Медоды снятия описаны здесь же на форуме, но вот приемлемого способа точной установки вроде не встречал. По описаниям - надо отметить карандашом положения до снятия и во время установки орентироваться по этим рискам.

Предлагаю способ, позволяющий ставить стрелки с большой точностью, причем не на автомобиле а в домашних условиях. Суть состоит в том, чтобы имитировать сигналы с датчиков температуры, уровня топлива, тахометра и спидометра.
Теперь по порядку.
Во-первых надо подать питание на приборку - любой маломощный блок питания на 12В, приборка потребляет где-то 200 мА. Питание подаем на контакты 1 или 2 - минус, и на соединенные вместе 7 и 9 - плюс (на белом разъеме).
1. Датчик температуры - терморезистор, при изменении его сопротивления от 280 до 20 Ом стрелка проходит от начала до конца шкалы. Если подключить между контактом 50 (синий разъем) и корпусом резистор из указанного диапазона - стрелка указателя установиться в определенном положении, при обратной установке надо снова подключить тот-же резистор и вставить стрелку. Номиналы от 30 до 80 Ом лучше не использовать, т.к. в этом диапазоне сопротивлений стрелка почти не меняет положения.
2. По этому же принципу устанавливаем стрелку указателя уровня топлива, только резистор должен быть порядка 50 Ом и подключать его надо между контактами 51 и общим.
3. Для установки тахометра и спидометра подаем на соответственно контакты 11 и 12 белого разъема импульсы прибл. 100 Гц - частота абсолютно не важна, можно менять чуть ли не в 2 раза в любую сторону. Для генерации импульсов можно собрать простейший генератор на 1-й логической микросхеме - на вход приборки подаем сигнал в уровнях ТТЛ (0....+5В).

Вот несколько фоток с демонстрацией описанного
Спидометр:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Топливо:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ОЖ:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

На одной из фоток видно, что успел "наездить" генератором аж 2 км. Скорость развил - до 240 км/час biggrin.gif wink.gif
LAN 298

Натоящий Маньячишще!!! Искренне Уважаю!!! Зачет.
Titus
А интересно, Сереж, спасибо smile.gif
Я вот у себя стрелку топливомера сбил.. smile.gif Уже даже думал взять у товарища приборку и поставить ее к себе - посмотреть, что будет smile.gif Но вот - при таком варианте - два вопроса - как думаешь, топливомеры у всех одинаковые? У тебя две приборки по идее, можно точно проверить wink.gif Если да - какой сопротивление надо, чтобы стрелка ровно на пол-бака стояла? Ну, или какая-то другая точная отметка, чтобы резистор подобрать проще было (не переменный, а взять постоянный ближайшего номинала) smile.gif
Yuriy_R
Сереж, молодец, супер!!!

а по спидометру, как я понял именно от уровня импульсов (их высоты) и зависит подъем стрелки?
SSh
Нет, не от уровня а от частоты. Уровень всегда один и тот же - нет импульса - 0В, есть импульс 5В.

2 Titus
Результаты моих измерений, правда пока только на одной приборке. По идее на всех абсолютно приборках должно быть так же. Я коственно сравнил с ранее сделанными (на старой приборке) измерениями - все сходится. При первой же возможности проведу те же самые испытания и там, да еще через недельку наверное будет у меня еще одна - тут уж если все сойдется - значит значения можно принимать как эталон при настройке приборок.
Вот они:
===================
Контакты 7 и 9 на +12В
Контакты 1 и 2 на - (масса)
===================
Положения стрелки указателя температуры ОЖ:
280 Ом - 1 деление
120 Ом - 1/4 шкалы
80 Ом - чуть ниже половины
70...40 Ом - половина
30 Ом - между 3/4 и половиной шкалы
22 Ом - в начале красной зоны
20 Ом - посередине красной зоны

----------------------
Положения остальных указателей:
56 Ом - уровень топлива ровно посередине
22 Ом - стрелка в начале красной зоны
27 Гц - 40 км/час, 1000 об/мин
82 Гц - 120 км/час, 2600 об/мин
108Гц - 160 км/час, 3400 об/мин
SSh
И вдогонку - фото
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Номиналы резисторов - те, что были описаны выше, частота - 25 Гц

Как видите, уже 10 км "накатал" biggrin.gif
NeWT
А импульсы квадратные? Я вот думаю, интересно, можно ли в качестве генератора использовать аудиооборудование, т. е. синтезатор и его Audio-out, правда там вроде -1..1В (поправьте меня), но можно ли использовать усилитель на малой громкости? smile.gif Синтезатором я бы смог сделать абсолютно любую форму сигнала smile.gif
Titus
Сереж, спасибо большое wink.gif
SSh
2 NeWT
Можно просто запарралелить входы тахометра и спидометра и подавать один и тот же сигнал. У меня (см. фото) так и сделано. Насчет 1...2 В - не проверял, не знаю хватит ли чувствительности.
Сигналы должны быть прямоугольными, для получения таковых можно или собрать простейший генератор на логической микросхеме или 555 таймере или же даже подавать с аудио выхода компьютера - существует куча программ - генераторов, правда здесь опять же не знаю какой уровень, могу попозже измерить и сразу же проверить wink.gif . Если используем самодельный генератор - питание для него (5В) можно взять с самой приборки - там же стоит микросхема 93хх - 8-я нога её как-раз запитывается от 5 Вольт.
SSh
Проверил... С выхода компьютера не прокатит (как я сразу не понял... dry.gif ) Во-первых там двуполярный сигнал, во-вторых - уровень сигнала (по крайней мере на моем ноуте) всего-то 1 В.

Но схемку генератора на 555 могу дать если кому надо - всего-то 2...3 детали.
Asdwarf
Надо smile.gif У меня нет генератора. А стрелки на опытной приборке все еще сняты... rolleyes.gif
Yuriy_R
Сереж, У меня идея:
Запиши сигнал (цифру) в "mp3" с генератора своего и отправь Тоше по майлу. 30 сек достаточно будет.
Тоша через муз центр усилит до 5 вольт и будет "Сигнал для проверки".
Asdwarf
Я бы лучче генератор собрал smile.gif Может, еще куда пригодится...
SSh
Схема генератора для установки положений стрелок тахо- и спидометра. Даже можно сказать целый стенд smile.gif, т.к. присутствуют и резисторы имитирующие датчики уровня топлива и температуры ОЖ, соответственно можно устанавливать и эти индикаторы.
Подбором резисторов устанавливаем необходимые показания. Температуру ОЖ лучше установить на начало красной зоны - там наибольшая чувствительность (22 Ом), Остальные стрелки - без разницы, например, уровень топлива - ровно посередине (56 Ом), показания тахо- и спидометра - на какое-либо целое число (устанавливается подбором резисторов 10 кОм) с тем, чтобы не проводить лишние риски, их же потом стирать придется smile.gif. К плате подпаиваем 6 проводов с чем-нибуть типа разъемов на конце с тем, чтобы не паять на приборке (плюсовой провод должен быть раздвоен на конце чтобы можно было подключиться к 2-м контактам приборки). Микросхема - любая из перечисленных на схеме. Питание подаем от любого источника питания 12В, ток 200...250 мА. При изменении напряжения питания от 9 до 14 Вольт положения стрелок остаются неизменными.
Хотя, думаю, что настроив один раз можно использовать с любой приборкой, но все-таки перед снятием стрелок не помешает проконтроллировать их положения, а после устанавливать по заранее отмеченным положениям. Через неделю прояснится вопрос об идентичности показаний на разных приборках и при положительных результатах можно будет вообще использовать устройство для точной установки сбитых стрелок.

Схема:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Печатка - Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Само устройство:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Соединения с приборкой:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
"Стенд" smile.gif в работе:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Думаю - девайс полезный (главное - проще не может быть smile.gif - деталей - на 3 копейки)
SSh
Цитата
через муз центр усилит до 5 вольт

Не, не пойдет... Там двуполярный сигнал, а нам нужен однополярный. Его еще снизу надо будет подрезать.
Кстати, если заметили в выложенной схеме сигнал увеличен до 12В, думаю 5В - это минимальный уровень, на который приборка реагирует, так, что лучше 12... Да и стабилизатора дополнительного не надо - раз, и два - никаких паек на приборке тоже не надо делать smile.gif
Сегодня постараюсь снять с машины свою и на ней тоже испытать. О результатах отпишусь.
Titus
SSh, круто! smile.gif drinks.gif
Yuriy_R
Сереж, классно!!! Ты как всегда лучший!!!!!
SSh
Попробовал устройство на своей приборке, результаты:
Топливо, температура ОЖ и спидометр - совпадают, обороты показывает ненамного меньше, чем в ЕВОвской, почему - пока не знаю...
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
В правом нижнем углу - красный глазок LED-индикатора температуры...
А через неделю и результаты с 3-й приборкой будут (надеюсь)

P.S. Юр, ты чего это аватар сменил? smile.gif
NeWT
SSH, немного добавлю к своей идее.
1) Синтезатор это ведь и есть генератор сигналов, там есть определённый набор осцилляторов для генерации различных форм волны.
2) Я понял, что сигнал должен быть однополярный (т. е. 0..5В), а не двуполярный (т. е. -5..5В). Я правильно понял про полярность? Так вот на синезаторе я смогу сделать его однополярным.
3) Да, на аудиовыходах линейного уровня как раз максимум 1В, но можно ли использовать аудиоусилитель? Чем можно замерить максимальное напряжение на выходе из усилителя?

Ну как, возможно ли это всё? smile.gif Для меня просто это был бы прикол - колесом Pitch синтезатора можно было бы плавно двигать стрелку от начала до конца smile.gif))
SSh
1. Ну это я понимаю конечно wink.gif , сам давным давно был "музыкантом" - стучал на барабанах biggrin.gif
2. Про полярность - все верно, но выходной сигнал лучше сделать побольше, около 12В.
3. Измерить можно любым вольтметром переменного тока, я двуполярный сигнал в принципе можно обрезать диодом.

Но вот вопрос - для малых оборотов (скорости) требуется подача низкочастотного сигнала - от 10 Гц, на 50 Гц машина "разгоняется" до 70 км/час - какой частотный диапазон у твоего синтезатора? Вернее даже не его а усилителя - ведь они обычно от 20 Гц воспроизводят, да и то в большинстве случаев с сильно заваленной АЧХ...

Кстати, в продолжение темы - я тут только посмотрел в service manual-e - на стр. 54а-37 даны допуски показаний приборов на панели - тахометр при 700 оборотах имеет допуск -120/+120, при 2000 -175/+225...

NeWT
10Гц это нормуль, я как-то игрался, я и на 10Гц на высокой громкости видел как "ходят" мембраны динамиков smile.gif Блин, всё, ты меня воодушевил smile.gif

Эх, что нужно я сгенерировал, но вот на выходе на колонки из усилителя мультиметр в режиме "200V~" показывает только 3В на максимальной громкости усилителя... Я думал там больше напряжение... blink.gif Усилок у меня ресивер Marantz около 100Вт на канал при 8Ом. Неужели 3В это правда? Кстати мой мультиметр почему-то меняет показания когда подаю сигнал двуполярный (слева) и однополярный (справа). Может мультиметр меряет сколько Вольт разница от мин до макс? Или я короче вообще туплю sad.gif.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
SSh
Все вольтметры (кроме специальных, импульсных) при измерении переменного напряжения в основном измеряют не пиковое а среднеквадратичное (эффективное, действующее - в различных местах может называться по разному) значение напряжения. Поэтому для коротких импульсов амплитудой 20В вольтметр может показывать малые значения. Вспомним мои мучения с ловлей сигналов поворотников. Там были очень короткие импульсы амплитудой 5В, но вольтметр мне показал где-то 0,05... Только осциллографом и удалось поймать.

Насчет усилителя и его мощности -
P=U^2/R, т.е. на макс. мощности усилитель выдает почти 30В - смотри не подпали приборку....
Сделай лучше генератор
psixoxirurg
Я проще делаю. Все, кроме топливомера, выставляю по БК (сняв стекло приборки). А топливомер выставляю в момент загорания лампочки.
SSh
Ну, если есть БК... wink.gif
А с топливом - момент загорания лампочки тоже не очень точный ориентир по-моему.
Здесь же, дома, в спокойной обстановке, подключил резистор, откалибровал и все...
Кстати топливомер еще более тормозной чем индикатор температуры ОЖ. Если показания индикатора температуры устанавливаются в течении меньше минуты при резком изменении сигнала с датчика (или иммитатора), то топливомер начинает реагировать минут за 10 если не больше... Выручает только передергивание зажигания - правильные показания в этом случае устанавливаются сразу.

Спидометр и тахометр задержек не имеют.
psixoxirurg
Сереж, БК более распространен и прост в применении, чем генератор импульсов, осцилл... smile.gif
psixoxirurg
Да и точность приборов (особенно топливомера) - невысока.
Кстати, я изменил положение стрелки температуры, сдвинув ее вверх. Теперь она более информативна.
SSh
Миша, полностью с тобой согласен smile.gif
Но как раз БК у меня и нету... А осциллографов - аж 4 штуки smile.gif (Не считая еще одного, самодельного)
Насчет точности ты тоже прав, я вон посмотрел по сервис мануалу допуски, больше 10%.
Тут весь смысл в том, чтобы перед разборкой приборки просто отметить положения стрелок, а после с помощью тех же самых "эталлонов" восстановить status quo. Мысль о том, что можно этим же способом и таррировать возникла потом, причем пока еще жду прибытия 3-й приборки чтобы быть уверенным наверняка что метод прокатит.
Цитата
Теперь она более информативна

Я с этой целью поставил светодиодный индикатор - например, как только перестает мигать зеленый глазок - значит двигатель прогрелся достаточно для того, чтобы газовать. Честно говоря я почти никогда не дожидаюсь прогрева перед началом движения, просто до этого момента сильно не газую и все.
В нормальном режиме ничего не горит чтоб не отвлекать, при перегреве начинает быстро мигать красный

psixoxirurg
При первой разборке я так и поступал, отмечая карандашиком куда покажет стрелка без упора. Однако показания спидометра отличаются от показаний БК, а стрелка указателя температуры может начинать двигаться на 35, а не на 50 градусах и достигнуть красной зоны шкалы ранее.
SSh
Сегодня на практике проверил вышеописанное. Разобрал приборку, хотел кое-какой "тюнинг" сделать, но что-то расхотелось, хотя необходимые измерения сделал - на будующее. Перед разборкой подключил к "стенду", засек положения стрелок. После сборки поставил стрелки по отмеченным позициям. Все приборы дают правильные показания...
Хотя для установки стрелки указателя температуры можно и не пользоваться никакими доп. устройствами (на моей приборке, на ЕВО-вской наверное и для топлива тоже). Если вытащить стрелку не до конца а так, чтоб штырек на головке стрелки вышел из ограничителя, то ось серводвигателя повернется еще градусов на 60 и упрется. Можно потом эту позицию и использовать для установки стрелки. Т.е. слегка насаживаем стрелку в этой позиции, поворачиваем в рабочую зону и тут уж дожимаем до упора.
Mihail V
Собрал на днях "девайс" для установки стрелок, все работает, без проблем! Говорим дяде Сереже спасибо! smile.gif
Собираюсь попробовать пересветить диодами приборку Эво-8, на фото родная от 2.0
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
SSh
smile.gif
SSh
Про девайс - для большего удобства пользования можешь слегка подстроить резисторы - "датчики" чтоб стрелки стояли четко на рисках.
С тахометром и спидометром - тоже, была какая-то частота (уже не помню), при которой стрелки обоих указателей устанавливались на "круглые" значения.
В этом случае девайс можно будет использовать для градуировки всех лансеровских приборок с большей точностью.
Mihail V
По настройке стрелок, в принципе можно подстроечники поставить? Такие, проволочные с червячным приводом, маленькие, забыл их маркировку, прецензионные, еще в оборонке используются?

Сереж, а как включать лампы, подсветку приборки например? 12 В подать на нужный контакт?
SSh
Цитата(Mihail V @ 13.6.2010, 14:27) *
По настройке стрелок, в принципе можно подстроечники поставить? Такие, проволочные с червячным приводом, маленькие, забыл их маркировку, прецензионные, еще в оборонке используются?
Сереж, а как включать лампы, подсветку приборки например? 12 В подать на нужный контакт?

Постоянные резисторы можно конечно заменить переменными, маркировку указывать не буду чтоб не дезориентировать - их очень много. А можно подстроив переменным заменить его на постоянный.
Вот не знаю, не пробовал dry.gif . Там же на подсветке еще и реостат сидит. Надо проверить.
SSh
Проверил...
Для включения подсветки надо соединить 38 контакт синего разъема с плюсом, 40-й с массой (минус). В реальности 40-й контакт сидит на реостате, регулирующем яркость.
Проверил - нити накала ламп начинают тлеть уже при подаче 4 Вольт, при 12 горят в полную яркость.
Mihail V
Т.е. при таком соединении подсветка должна светить во всю?
SSh
Если конечно запитываешь от 12В smile.gif
Причем если надо поколдовать только с подсветкой, то саму приборку подключать и не надо, только указанные 2 контакта.
Mihail V
Спасибо Сереж, я понял. В принципе даже понял, как в Эво панеле сделать подсветку регулируемой! smile.gif
Yuriy_R
Да Миш, у меня на новой приборке тоже светит постоянно при включенни зажигания.
а на дорестайле старой включалась с габаритами и регулировалась яркость...
Вот и думаю, может обрезать дорожку и соединить на димер ее... всё лень матушка...
AlexeyZ
Очень нужное изобретение, SSh! А вот скажите пожалуйста (по возможности ткните на схему) как реализовать нечто вроде индикатора отсечки. Суть проста: при наборе определенных оборотов должна загореться лампочка.
Очень хочу реализовать световую сигнализацию достижения 4000 оборотов двигателя (люблю громко музыку слушать и машинку свою люблю - излишние обороты ей не нужны biggrin.gif )
Titus
Кстати, если чуть не в тему - крутить двигатель до 4.5 и выше - не то что хорошо, а даже полезно, если делать это не постоянно, но регулярно (хотя бы раз в день).
AKStyle
можно узнать почему? с физической точки зрения smile.gif
Mihail V
С точки зрения маслоподачи к парам трения.
С точки зрения очистки камеры сгорания.
Titus
Ага, и клапана крутятся вокруг своей оси на таких оборотах - меньше пригорают.
AKStyle
Ясно. Вопрос по девайсу: CD4001BE/CD4011BE подойдет?
SSh
Подойдут любые КМОП микросхемы в том в том числе указанные.
AKStyle
Спасибо. Побежал в магазин biggrin.gif
charly-sf
Хороший способ, главное - простой laugh.gif
AKStyle
собрал схему. Резистор на 52 Ома не нашел, поставил на 82. Топливо и тахометр не показывают sad.gif Стрелка уровня топлива вообще не понятно себя ведет. Подключил 12 В она уже на 1\3 поднялась. Подключил спидометр - не показывает, подношу руку к приборке сразу подскакивает на 70 км\ч - мистика smile.gif
SSh
А ты не на автомобиле случайно проверяешь?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.

Amadeus Productions +7-978-708-85-73
Дроссель Amadeus Productions. Быстрый заказ по телефону.
(Viber, WhatsApp, Telegram)
Amadeus Productions Дроссельный узел Lancer IX 1.6 (4G18), 2.0 (4G63) и другие моторы
Облегченный маховик на 1.6 (4G18) и другие моторы
Облегченные шкивы на 1.6 (4G18) и другие моторы
One-touch или "Ленивые поворотники", V-2019