Как показывает практика при работе с приборкой возникают 2 основные проблемы, из-за которых многие не рискуют разбирать её - снятие стрелок приборов так, чтобы не повредить оси и наоборот - установка стрелок на место - чтоб показания после этого не сбивались. Медоды снятия описаны здесь же на форуме, но вот приемлемого способа точной установки вроде не встречал. По описаниям - надо отметить карандашом положения до снятия и во время установки орентироваться по этим рискам.
Предлагаю способ, позволяющий ставить стрелки с большой точностью, причем не на автомобиле а в домашних условиях. Суть состоит в том, чтобы имитировать сигналы с датчиков температуры, уровня топлива, тахометра и спидометра.
Теперь по порядку.
Во-первых надо подать питание на приборку - любой маломощный блок питания на 12В, приборка потребляет где-то 200 мА. Питание подаем на контакты 1 или 2 - минус, и на соединенные вместе 7 и 9 - плюс (на белом разъеме).
1. Датчик температуры - терморезистор, при изменении его сопротивления от 280 до 20 Ом стрелка проходит от начала до конца шкалы. Если подключить между контактом 50 (синий разъем) и корпусом резистор из указанного диапазона - стрелка указателя установиться в определенном положении, при обратной установке надо снова подключить тот-же резистор и вставить стрелку. Номиналы от 30 до 80 Ом лучше не использовать, т.к. в этом диапазоне сопротивлений стрелка почти не меняет положения.
2. По этому же принципу устанавливаем стрелку указателя уровня топлива, только резистор должен быть порядка 50 Ом и подключать его надо между контактами 51 и общим.
3. Для установки тахометра и спидометра подаем на соответственно контакты 11 и 12 белого разъема импульсы прибл. 100 Гц - частота абсолютно не важна, можно менять чуть ли не в 2 раза в любую сторону. Для генерации импульсов можно собрать простейший генератор на 1-й логической микросхеме - на вход приборки подаем сигнал в уровнях ТТЛ (0....+5В).
Вот несколько фоток с демонстрацией описанного
Спидометр:
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаТопливо:
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаОЖ:
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаНа одной из фоток видно, что успел "наездить" генератором аж 2 км. Скорость развил - до 240 км/час
Натоящий Маньячишще!!! Искренне Уважаю!!! Зачет.
А интересно, Сереж, спасибо
Я вот у себя стрелку топливомера сбил..
Уже даже думал взять у товарища приборку и поставить ее к себе - посмотреть, что будет
Но вот - при таком варианте - два вопроса - как думаешь, топливомеры у всех одинаковые? У тебя две приборки по идее, можно точно проверить
Если да - какой сопротивление надо, чтобы стрелка ровно на пол-бака стояла? Ну, или какая-то другая точная отметка, чтобы резистор подобрать проще было (не переменный, а взять постоянный ближайшего номинала)
Сереж, молодец, супер!!!
а по спидометру, как я понял именно от уровня импульсов (их высоты) и зависит подъем стрелки?
Нет, не от уровня а от частоты. Уровень всегда один и тот же - нет импульса - 0В, есть импульс 5В.
2 Titus
Результаты моих измерений, правда пока только на одной приборке. По идее на всех абсолютно приборках должно быть так же. Я коственно сравнил с ранее сделанными (на старой приборке) измерениями - все сходится. При первой же возможности проведу те же самые испытания и там, да еще через недельку наверное будет у меня еще одна - тут уж если все сойдется - значит значения можно принимать как эталон при настройке приборок.
Вот они:
===================
Контакты 7 и 9 на +12В
Контакты 1 и 2 на - (масса)
===================
Положения стрелки указателя температуры ОЖ:
280 Ом - 1 деление
120 Ом - 1/4 шкалы
80 Ом - чуть ниже половины
70...40 Ом - половина
30 Ом - между 3/4 и половиной шкалы
22 Ом - в начале красной зоны
20 Ом - посередине красной зоны
----------------------
Положения остальных указателей:
56 Ом - уровень топлива ровно посередине
22 Ом - стрелка в начале красной зоны
27 Гц - 40 км/час, 1000 об/мин
82 Гц - 120 км/час, 2600 об/мин
108Гц - 160 км/час, 3400 об/мин
И вдогонку - фото
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНоминалы резисторов - те, что были описаны выше, частота - 25 Гц
Как видите, уже 10 км "накатал"
А импульсы квадратные? Я вот думаю, интересно, можно ли в качестве генератора использовать аудиооборудование, т. е. синтезатор и его Audio-out, правда там вроде -1..1В (поправьте меня), но можно ли использовать усилитель на малой громкости?
Синтезатором я бы смог сделать абсолютно любую форму сигнала
Сереж, спасибо большое
2 NeWT
Можно просто запарралелить входы тахометра и спидометра и подавать один и тот же сигнал. У меня (см. фото) так и сделано. Насчет 1...2 В - не проверял, не знаю хватит ли чувствительности.
Сигналы должны быть прямоугольными, для получения таковых можно или собрать простейший генератор на логической микросхеме или 555 таймере или же даже подавать с аудио выхода компьютера - существует куча программ - генераторов, правда здесь опять же не знаю какой уровень, могу попозже измерить и сразу же проверить
. Если используем самодельный генератор - питание для него (5В) можно взять с самой приборки - там же стоит микросхема 93хх - 8-я нога её как-раз запитывается от 5 Вольт.
Проверил... С выхода компьютера не прокатит (как я сразу не понял...
) Во-первых там двуполярный сигнал, во-вторых - уровень сигнала (по крайней мере на моем ноуте) всего-то 1 В.
Но схемку генератора на 555 могу дать если кому надо - всего-то 2...3 детали.
Надо
У меня нет генератора. А стрелки на опытной приборке все еще сняты...
Сереж, У меня идея:
Запиши сигнал (цифру) в "mp3" с генератора своего и отправь Тоше по майлу. 30 сек достаточно будет.
Тоша через муз центр усилит до 5 вольт и будет "Сигнал для проверки".
Я бы лучче генератор собрал
Может, еще куда пригодится...
Схема генератора для установки положений стрелок тахо- и спидометра. Даже можно сказать целый стенд
, т.к. присутствуют и резисторы имитирующие датчики уровня топлива и температуры ОЖ, соответственно можно устанавливать и эти индикаторы.
Подбором резисторов устанавливаем необходимые показания. Температуру ОЖ лучше установить на начало красной зоны - там наибольшая чувствительность (22 Ом), Остальные стрелки - без разницы, например, уровень топлива - ровно посередине (56 Ом), показания тахо- и спидометра - на какое-либо целое число (устанавливается подбором резисторов 10 кОм) с тем, чтобы не проводить лишние риски, их же потом стирать придется
. К плате подпаиваем 6 проводов с чем-нибуть типа разъемов на конце с тем, чтобы не паять на приборке (плюсовой провод должен быть раздвоен на конце чтобы можно было подключиться к 2-м контактам приборки). Микросхема - любая из перечисленных на схеме. Питание подаем от любого источника питания 12В, ток 200...250 мА. При изменении напряжения питания от 9 до 14 Вольт положения стрелок остаются неизменными.
Хотя, думаю, что настроив один раз можно использовать с любой приборкой, но все-таки перед снятием стрелок не помешает проконтроллировать их положения, а после устанавливать по заранее отмеченным положениям. Через неделю прояснится вопрос об идентичности показаний на разных приборках и при положительных результатах можно будет вообще использовать устройство для точной установки сбитых стрелок.
Схема:
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаПечатка -
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаСамо устройство:
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаСоединения с приборкой:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла"Стенд"
в работе:
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаДумаю - девайс полезный (главное - проще не может быть
- деталей - на 3 копейки)
Цитата
через муз центр усилит до 5 вольт
Не, не пойдет... Там двуполярный сигнал, а нам нужен однополярный. Его еще снизу надо будет подрезать.
Кстати, если заметили в выложенной схеме сигнал увеличен до 12В, думаю 5В - это минимальный уровень, на который приборка реагирует, так, что лучше 12... Да и стабилизатора дополнительного не надо - раз, и два - никаких паек на приборке тоже не надо делать
Сегодня постараюсь снять с машины свою и на ней тоже испытать. О результатах отпишусь.
SSh, круто!
Сереж, классно!!! Ты как всегда лучший!!!!!
Попробовал устройство на своей приборке, результаты:
Топливо, температура ОЖ и спидометр - совпадают, обороты показывает ненамного меньше, чем в ЕВОвской, почему - пока не знаю...
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаВ правом нижнем углу - красный глазок LED-индикатора температуры...
А через неделю и результаты с 3-й приборкой будут (надеюсь)
P.S. Юр, ты чего это аватар сменил?
SSH, немного добавлю к своей идее.
1) Синтезатор это ведь и есть генератор сигналов, там есть определённый набор осцилляторов для генерации различных форм волны.
2) Я понял, что сигнал должен быть однополярный (т. е. 0..5В), а не двуполярный (т. е. -5..5В). Я правильно понял про полярность? Так вот на синезаторе я смогу сделать его однополярным.
3) Да, на аудиовыходах линейного уровня как раз максимум 1В, но можно ли использовать аудиоусилитель? Чем можно замерить максимальное напряжение на выходе из усилителя?
Ну как, возможно ли это всё?
Для меня просто это был бы прикол - колесом Pitch синтезатора можно было бы плавно двигать стрелку от начала до конца
))
1. Ну это я понимаю конечно
, сам давным давно был "музыкантом" - стучал на барабанах
2. Про полярность - все верно, но выходной сигнал лучше сделать побольше, около 12В.
3. Измерить можно любым вольтметром переменного тока, я двуполярный сигнал в принципе можно обрезать диодом.
Но вот вопрос - для малых оборотов (скорости) требуется подача низкочастотного сигнала - от 10 Гц, на 50 Гц машина "разгоняется" до 70 км/час - какой частотный диапазон у твоего синтезатора? Вернее даже не его а усилителя - ведь они обычно от 20 Гц воспроизводят, да и то в большинстве случаев с сильно заваленной АЧХ...
Кстати, в продолжение темы - я тут только посмотрел в service manual-e - на стр. 54а-37 даны допуски показаний приборов на панели - тахометр при 700 оборотах имеет допуск -120/+120, при 2000 -175/+225...
10Гц это нормуль, я как-то игрался, я и на 10Гц на высокой громкости видел как "ходят" мембраны динамиков
Блин, всё, ты меня воодушевил
Эх, что нужно я сгенерировал, но вот на выходе на колонки из усилителя мультиметр в режиме "200V~" показывает только 3В на максимальной громкости усилителя... Я думал там больше напряжение...
Усилок у меня ресивер Marantz около 100Вт на канал при 8Ом. Неужели 3В это правда? Кстати мой мультиметр почему-то меняет показания когда подаю сигнал двуполярный (слева) и однополярный (справа). Может мультиметр меряет сколько Вольт разница от мин до макс? Или я короче вообще туплю
.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Все вольтметры (кроме специальных, импульсных) при измерении переменного напряжения в основном измеряют не пиковое а среднеквадратичное (эффективное, действующее - в различных местах может называться по разному) значение напряжения. Поэтому для коротких импульсов амплитудой 20В вольтметр может показывать малые значения. Вспомним мои мучения с ловлей сигналов поворотников. Там были очень короткие импульсы амплитудой 5В, но вольтметр мне показал где-то 0,05... Только осциллографом и удалось поймать.
Насчет усилителя и его мощности -
P=U^2/R, т.е. на макс. мощности усилитель выдает почти 30В - смотри не подпали приборку....
Сделай лучше генератор
psixoxirurg
3.4.2010, 9:50
Я проще делаю. Все, кроме топливомера, выставляю по БК (сняв стекло приборки). А топливомер выставляю в момент загорания лампочки.
Ну, если есть БК...
А с топливом - момент загорания лампочки тоже не очень точный ориентир по-моему.
Здесь же, дома, в спокойной обстановке, подключил резистор, откалибровал и все...
Кстати топливомер еще более тормозной чем индикатор температуры ОЖ. Если показания индикатора температуры устанавливаются в течении меньше минуты при резком изменении сигнала с датчика (или иммитатора), то топливомер начинает реагировать минут за 10 если не больше... Выручает только передергивание зажигания - правильные показания в этом случае устанавливаются сразу.
Спидометр и тахометр задержек не имеют.
psixoxirurg
3.4.2010, 10:13
Сереж, БК более распространен и прост в применении, чем генератор импульсов, осцилл...
psixoxirurg
3.4.2010, 10:15
Да и точность приборов (особенно топливомера) - невысока.
Кстати, я изменил положение стрелки температуры, сдвинув ее вверх. Теперь она более информативна.
Миша, полностью с тобой согласен
Но как раз БК у меня и нету... А осциллографов - аж 4 штуки
(Не считая еще одного, самодельного)
Насчет точности ты тоже прав, я вон посмотрел по сервис мануалу допуски, больше 10%.
Тут весь смысл в том, чтобы перед разборкой приборки просто отметить положения стрелок, а после с помощью тех же самых "эталлонов" восстановить status quo. Мысль о том, что можно этим же способом и таррировать возникла потом, причем пока еще жду прибытия 3-й приборки чтобы быть уверенным наверняка что метод прокатит.
Цитата
Теперь она более информативна
Я с этой целью поставил светодиодный индикатор - например, как только перестает мигать зеленый глазок - значит двигатель прогрелся достаточно для того, чтобы газовать. Честно говоря я почти никогда не дожидаюсь прогрева перед началом движения, просто до этого момента сильно не газую и все.
В нормальном режиме ничего не горит чтоб не отвлекать, при перегреве начинает быстро мигать красный
psixoxirurg
3.4.2010, 14:06
При первой разборке я так и поступал, отмечая карандашиком куда покажет стрелка без упора. Однако показания спидометра отличаются от показаний БК, а стрелка указателя температуры может начинать двигаться на 35, а не на 50 градусах и достигнуть красной зоны шкалы ранее.
Сегодня на практике проверил вышеописанное. Разобрал приборку, хотел кое-какой "тюнинг" сделать, но что-то расхотелось, хотя необходимые измерения сделал - на будующее. Перед разборкой подключил к "стенду", засек положения стрелок. После сборки поставил стрелки по отмеченным позициям. Все приборы дают правильные показания...
Хотя для установки стрелки указателя температуры можно и не пользоваться никакими доп. устройствами (на моей приборке, на ЕВО-вской наверное и для топлива тоже). Если вытащить стрелку не до конца а так, чтоб штырек на головке стрелки вышел из ограничителя, то ось серводвигателя повернется еще градусов на 60 и упрется. Можно потом эту позицию и использовать для установки стрелки. Т.е. слегка насаживаем стрелку в этой позиции, поворачиваем в рабочую зону и тут уж дожимаем до упора.
Mihail V
13.6.2010, 12:48
Собрал на днях "девайс" для установки стрелок, все работает, без проблем! Говорим дяде Сереже спасибо!
Собираюсь попробовать пересветить диодами приборку Эво-8, на фото родная от 2.0
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файла
Про девайс - для большего удобства пользования можешь слегка подстроить резисторы - "датчики" чтоб стрелки стояли четко на рисках.
С тахометром и спидометром - тоже, была какая-то частота (уже не помню), при которой стрелки обоих указателей устанавливались на "круглые" значения.
В этом случае девайс можно будет использовать для градуировки всех лансеровских приборок с большей точностью.
Mihail V
13.6.2010, 13:27
По настройке стрелок, в принципе можно подстроечники поставить? Такие, проволочные с червячным приводом, маленькие, забыл их маркировку, прецензионные, еще в оборонке используются?
Сереж, а как включать лампы, подсветку приборки например? 12 В подать на нужный контакт?
Цитата(Mihail V @ 13.6.2010, 14:27)
По настройке стрелок, в принципе можно подстроечники поставить? Такие, проволочные с червячным приводом, маленькие, забыл их маркировку, прецензионные, еще в оборонке используются?
Сереж, а как включать лампы, подсветку приборки например? 12 В подать на нужный контакт?
Постоянные резисторы можно конечно заменить переменными, маркировку указывать не буду чтоб не дезориентировать - их очень много. А можно подстроив переменным заменить его на постоянный.
Вот не знаю, не пробовал
. Там же на подсветке еще и реостат сидит. Надо проверить.
Проверил...
Для включения подсветки надо соединить 38 контакт синего разъема с плюсом, 40-й с массой (минус). В реальности 40-й контакт сидит на реостате, регулирующем яркость.
Проверил - нити накала ламп начинают тлеть уже при подаче 4 Вольт, при 12 горят в полную яркость.
Mihail V
13.6.2010, 17:28
Т.е. при таком соединении подсветка должна светить во всю?
Если конечно запитываешь от 12В
Причем если надо поколдовать только с подсветкой, то саму приборку подключать и не надо, только указанные 2 контакта.
Mihail V
13.6.2010, 17:33
Спасибо Сереж, я понял. В принципе даже понял, как в Эво панеле сделать подсветку регулируемой!
Да Миш, у меня на новой приборке тоже светит постоянно при включенни зажигания.
а на дорестайле старой включалась с габаритами и регулировалась яркость...
Вот и думаю, может обрезать дорожку и соединить на димер ее... всё лень матушка...
Очень нужное изобретение,
SSh! А вот скажите пожалуйста (по возможности ткните на схему) как реализовать нечто вроде индикатора отсечки. Суть проста: при наборе определенных оборотов должна загореться лампочка.
Очень хочу реализовать световую сигнализацию достижения 4000 оборотов двигателя (люблю громко музыку слушать и машинку свою люблю - излишние обороты ей не нужны
)
Кстати, если чуть не в тему - крутить двигатель до 4.5 и выше - не то что хорошо, а даже полезно, если делать это не постоянно, но регулярно (хотя бы раз в день).
можно узнать почему? с физической точки зрения
Mihail V
9.12.2010, 19:41
С точки зрения маслоподачи к парам трения.
С точки зрения очистки камеры сгорания.
Ага, и клапана крутятся вокруг своей оси на таких оборотах - меньше пригорают.
Ясно. Вопрос по девайсу: CD4001BE/CD4011BE подойдет?
Подойдут любые КМОП микросхемы в том в том числе указанные.
Спасибо. Побежал в магазин
charly-sf
10.12.2010, 13:33
Хороший способ, главное - простой
AKStyle
10.12.2010, 16:19
собрал схему. Резистор на 52 Ома не нашел, поставил на 82. Топливо и тахометр не показывают
Стрелка уровня топлива вообще не понятно себя ведет. Подключил 12 В она уже на 1\3 поднялась. Подключил спидометр - не показывает, подношу руку к приборке сразу подскакивает на 70 км\ч - мистика
А ты не на автомобиле случайно проверяешь?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.