Вседорожники, пожалуй, самое консервативное автомобильное племя. Десятилетиями их потребителей, мужественных аскетичных людей, интересовали в первую очередь прочность и способность машины ездить там, куда нормальные люди на автомобилях не суются. Подальше от суеты мегаполисов и поближе к дикой природе. Рыбалка, охота, туризм или просто активный отдых... Нынче в России, США, Японии и Европе покупатели чаще руководствуются иными критериями.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Когда произносим «УАЗ», то большинство вспоминает скудный набор из "козликов", "буханок" и "головастиков", которые более знакомы и любимы нашими военными и милицией по долгу службы.
Рекламный проспект фирмы «Скалдия-Волга» 60-х годов ХХ-го века свидетельствует и об успехе грузовичков и фургончиков повышенной проходимости из Ульяновска под названием "Volga-UAZ" у представителей европейского малого бизнеса.
Данная статья посвящена не экспортным вариантам "УАЗов", а машинам, которые никогда не выпускались серийно, либо были изготовлены очень малой экспериментальной партией. Фактически, об опытных образцах.
Июль 1941 года. С московского автозавода "ЗиС" (ныне -"ЗиЛ") в Ульяновск направили группу специалистов для организации филиала завода. Цель - сборочное производства моторов и грузовиков "ЗиС-5". К маю 1942г. сборка "ЗиС-5" была начата, а производство получило наименование "Ульяновский филиал N4 ЗИС" или "УльЗИС".В 1943г. ульяновские конструкторы получили задание на разработку перспективного грузовика. Первый опытный образец дизельного грузовика УльЗИС-253 был создан в мае 1944 года. В конце 1944 года все работы по подготовке к производству этого автомобиля были переданы на строящийся Новосибирский автомобильный завод (НАЗ), планируемый объем выпуска которого составлял 100 тыс. грузовиков в год.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла
По проекту НАЗ должен был стать ведущим производителем дизельных грузовиков в СССР - тем, чем впоследствии явился построенный 30 лет спустя и тоже "с нуля" КамАЗ. Но единственная модель грузовика, которая предлагалась к производству - разработанный в Ульяновске УльЗИС-253, переименованный в НАЗ-253. Однако, дирекция НАЗа отказалась заниматься этим автомобилем. Из записки на имя заместителя министра В. Ф. Гарбузова, май 1946 года: "НАЗ-253, ранее УльЗИС-253 - 4-тонная двухосная машина класса ЗИЛ-150. По экономичности особых преимуществ перед ЗИС-150 не имеет. По условиям эксплуатации (бездорожье) для Сибири не подходит - низкая проходимость. Считаем целесообразным разработку трехосной машины с грузоподъемностью не ниже 5-6 тонн. Главный конструктор НАЗа Шапошник". (Заметно сходство этого автомобиля с будущим КамАЗом - трехосный дизельный грузовик большой грузоподъемности.
Через некоторое время Москва дала добро на создание нового автомобиля и нового двигателя. Работы по НАЗ-253 были свернуты.
А затем совершенно неожиданно 26 сентября 1948 года Советом Министров СССР было принято решение о ликвидации Новосибирского автомобильного завода. Экспериментальное производство, конструкторский отдел и разработки по дизель-моторам были переданы на Минский автомобильный завод, специалисты распределены по автозаводам - Минск, Ульяновск, Челябинск. Рабочие НАЗа переданы новому хозяину 335-й площадки - Новосибирскому заводу химконцентратов.
В конце 1944 г. на Ульяновском заводе свернули производство "ЗиС-5" (передав оборудование в Миасс), и начали изготавливать "полуторки" "ГАЗ-АА". Конструкторское бюро Ульяновска не сидело без дела и к октябрю 1950 г. представили новый "полуторатонный" малый грузовик "УАЗ-300", который был оснащен четырехцилиндровым 50-сильным двигателем от "Победы" и новой четырехступенчатой коробкой передач. Обтекаемые капот, облицовка радиатора, крылья хорошо гармонировали с цельнометаллической кабиной в стиле ГАЗ-51 (если кто помнит ). УАЗ-300 прошел дорожные испытания в 1950 году, а впервые он был показан на октябрьской демонстрации 1949 года. Однако, в производство автомобиль не был запущен вследствие неготовности завода к производству такой технически сложной конструкции.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
В 1950 году Ульяновскому автозаводу была дана команда наладить производство "ГАЗ-69" - первых «козликов» или «бобиков». И с "69-м" на "УАЗе" начали эксперименты. Так появился седельный тягач «УАЗ-456». Подобный вариант с полуприцепом, разработанным на "УАЗ", мог перевозить до 2-х тонн груза.
Опытный седельный тягач УАЗ-456 с двухосным полуприцепом УАЗ-749. Отличается от ГАЗ-69 установкой седельно-сцепного устройства вместо задней части кузова, и наличием полуприцепа УАЗ-749 грузоподъемностью 2 т (внутренние размеры платформы 3460х1876х440 мм).
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла
К 1955г. "УАЗ" специализируется на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. И начинаются работы по конструированию и наладке производства грузопассажирского автомобиля вагонной компановки, получившей индекс "450".
На фотографиях в первом ряду представлен предсерийный вариант УАЗ-450 с прицепом УАЗ-474 образца 1956 года. Внешний облик разработан В.И.Арямовым.
На снимках во вотором ряду представлены серийные автомобили УАЗ-450 (колесной формулы 4х4), выпускавшиеся в 1958-1966 г.г. на базе автомобиля УАЗ-450Д. Кузов автомобиля - цельнометаллический, вагонного типа, с двумя боковыми дверьми в кабине водителя, с перегородкой внутри кузова и задней двустворчатой дверью. Боковая распашная дверь появилась только на моделях УАЗ-451М и УАЗ-452. Две черно-белые фотографии из справочников НИИАТ иллюстрируют, по-видимому, автомобили разных лет выпуска. На одной из них (справочник НИИАТ 1971 года) двери открываются ПРОТИВ хода движения, иначе расположена заправочная горловина бензобака, прикрытая к тому же крышкой, установлены иные зеркала заднего вида, сразу за водительской дверью имеется открывающийся люк, на колесных дисках установлены декоративные колпаки.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Прототип "УАЗ-450" первым получил эмблему в виде буквы "У", стилизованную под чайку. Заводские острословы обозвали эмблему и её носителя "Сорока". Фото верхнее справа.
После начала производства "буханки" в 1957 г. разработки модернизаций на новом шасси продолжались. Как например этот, этот любимый двухтонный седельный тягач с изормическим фургоном конструкции "УАЗ".
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
На базе УАЗ-450 выпускалась санитарная модификация УАЗ-450А. Кроме того, проводились эксперименты по постановке УАЗ-450 на железнодорожный ход с целью использования его в качестве дрезины в случаях невозможности дальнейшего продвижения на штатных колесах:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Идеи инженера Креггса начала ХХ века, имели своё воплощение и в конструкциях "УАЗа" в 1962 году.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Продолжение следует...
взято holydiver-777.livejournal.com