Как-раз таки верхний патрубок соединен с блоком через термостат, ну а нижний уже после и внизу радиатора.
Хм, я оказался прав в своих догадках - у меня действительно была хана термостату, вот только что поменял.
Симптомы.
1. Долго греется машина - реально долго (я чуть грею на стоянке, дальше еду и на ходу догревается) - ну, -12 на улице, но все равно что-то было не так - я сегодня полгорода объехал - мотор так и не прогрелся до конца (прогрелся стоя).
2. При спокойной езде по трассе мотор остывал - реально стрелка температуры ОЖ уходила с середины аж на четверть вниз.
3. Ну и основной тест - берем абсолютно остывшую машину, заводим, стрелка ОЖ сдвинулась на пару мм - открываем капот и щупаем верхний патрубок - он уже ощутимо теплый, что говорит о том, что термостат пропускает (термостат должен открыться при 88 градусов - так у Ланса в оригинале).
Вынули - там внутри механизма резиночка есть - часть ее куда-то вообще удалилась - соответственно, сам термостат пытался работать, но в щель, где отсутствовал уплотнитель, постоянно шла водичка.
После замены все встало на свои места